Найти тему
8,3K подписчиков

Троица и Божественность Христа в Откровении Иоанна Богослова

169 прочитали
Привет, друзья. А вы знаете, что Откровение Иоанна Богослова говорит о Боге - Троице, и  указывает на Божественность Иисуса Христа.

Привет, друзья. А вы знаете, что Откровение Иоанна Богослова говорит о Боге - Троице, и указывает на Божественность Иисуса Христа. Да, да, тот самый текст, который так любят в том числе и исповедующие арианскую ересь - лжесвидетели Иеговы, божественность Христа отрицающие.

Тем интереснее будет разобраться с этим вопросом. В Ветхом Завете мы встречаем "имя" Бога, от которого остались лишь четыре буквы ЙХВХ - однако известно, что это слово, которое можно перевести как "(Он) был, есть и будет", или в русском переводе "Сущий". И в Откровении встречается "имя" - "Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр 1:8). Однозначно это указывает на "имя" ЙХВХ.

"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель". (Откр 1:8)

Господь Вседержитель

В Откровении присутствует описание Бога, сходное с видением Иезекииля (Глава 1), описывавшего престол, движущийся на неких колесах посреди четырех животных, имевших лица подобные человеку, льву, тельцу, орлу. И на этом удивительном престоле восседает Бог или как сказано "Подобный человеку" (Иезекииль 1:26).

В четвертой главе Откровения мы видим нечто похожее:

И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. ... И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.  И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.  И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. (Откр 4: 2-8)

И в этом описании мы встречаем ту же словесную формулу: "Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет" (ЙХВХ)

Агнец посреди престола

Помимо описания Сидящего на престоле, "имя" которому "Альфа и Омега, начало и конец, ... Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель." (Откр 1:8, Откр 4:8, Откр 11:17), в Откровении описывается Иисус Христос во славе, именуемый иногда Агнцем:

"Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;  ... Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников   и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:   глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти". (Откр 1:10-18)
"так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив" (Откр 2:8)

"Был мертв и се жив" - это яснейшее указание на Иисуса Христа. И здесь мы видим похожее, но несколько отличающееся "именование": Альфа и Омега, Первый и Последний.

Чтобы ни у кого не возникало сомнений, читаем главу 22

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. .... Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. (Откр 22:13-16)

И мы видим, что "словесная формула": Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний - в данном случае относится к Сыну, назвавшемуся по имени - Иисус.

Привет, друзья. А вы знаете, что Откровение Иоанна Богослова говорит о Боге - Троице, и  указывает на Божественность Иисуса Христа.-2

Итак можно определить, что

Словесная формула: Альфа и Омега, начало и конец, Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель - указывает на Отца

А формула: Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний (и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков)- указывает на Сына.

Удивительно, не правда ли, как много схожего в именовании Отца и Сына? Порой кажется, что речь об Одном и Том же. И как тут не вспомнить: "Я и Отец - одно" (Ин 10:30)

Но, тем не менее, это две личности (два лица) Единого. Потому мы видим в Откровении наряду со Вседержителем, восседающем на престоле, и Агнца.

И после этого Иоанн Богослов видит как бы уже двух: Вседержителя и Агнца.

И Он (Агнец) пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле (Откр 5:7)
Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков (Откр 5:13)
сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца (Откр 6:16)

Впервые в Откровении образ Агнца встречается в пятой главе. И появление Его весьма замечательное. Он назван стоящим посреди престола Отца.

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.   И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.   И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.   И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,  ... И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. (Откр 5: 6-13)

Агнец как бы появляется оттуда, где до этого был только Престол и Сидящий на Нем. Старцы же расположены вокруг престола (Откр 4:4), а потому появиться посреди старцев - значит появиться на Престоле. И в Откровении мы встречаем прямую речь Христа, говорящего о том, что Он занимает Престол Отца:

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр 3:21)

Откровение описывает, то Сидящего на престоле Вседержителя, то Агнца, то Христос Сам говорит, что сел на престоле Отца. Нигде не сказано, что престолов два - Отца и Сына - но сказано, что они занимают один престол.

В двадцатой главе говорится о том, что на престоле восседает Тот, Кто будет судить мир (Откр 20:11). А мы знаем, что это Христос (Ин 5:22).

И в (Откр 21:5-7) использование словесной формулы "Альфа и Омега, начало и конец", как мы выяснили ранее, указывает на Сына, Сидящего на престоле:

"И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном". (Откр 21:5-7).

И здесь, кроме всего прочего, Сын прямо назван Богом.

А в последней главе Престол именуется "Престолом Бога и Агнца", как бы одновременно сидящих на нем (Откр 22:1, Откр 22:3)

Дух говорит Церквам

Однако Бог - это Отец, Сын и Дух, как нам открыто Христом (Мф 28:19). Поэтому было бы удивительно, если бы в Откровении не упоминалось третье лицо Единого Бога - Дух Святой.

И Дух Святой упоминается девять раз.

Семь раз в форме: "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам" (Откр 2:7, 2:11, 2:17, 2:29, 3:6, 3:13, 3:22). Иными словами, послание семи церквам произносит не Сын и не Отец, но Дух, как бы передающий слова Сына.

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей (Сын), Ходящий посреди семи золотых светильников (Откр 2:1)

Голос Духа Святого назван голосом с неба. И это восьмое упоминание Святого Духа в Откровении.

И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух (Откр 14:13)

Девятое упоминание Духа Святого связано с "невестой" или Церковью Господа нашего Иисуса Христа:

"И Дух и невеста говорят: прииди!" (Откр 22:17)

Итак, в Откровении Иоанна Богослова мы видим чудесное свидетельство о как о Божественности Христа (Откр 21:5-7), так и о том, что Бог есть Отец, Сын и Дух - один Бог на одном престоле восседающий, и принимающий хвалу от всего живого на земле (Откр 5:13), и поклонение от множества стоящих у престола Его (Откр 7:10).

Безусловно, будут и другие толкование и другие точки зрения. Ведь без Духа Истины, дающегося Церкви, легко можно выдумать собственную религию, которая будет искажением истины, искажением, ведущим в погибель (2 Петра 3:16). Потому следует сверяться с мнением Церкви - названной "столпом и утверждением истины" (1 Тим 3:15). И только христианское понимание триипостасности Бога позволяет нам правильно понять и этот загадочный и интереснейший текст.

Аминь.

===================================================

Если вы считаете, что статья полезная, поддержите автора. Это придаст дополнительной мотивации автору. Реквизиты для поддержки православного канала на Дзен. Спасибо