"И конечно, я уже выучила наизусть все наши учебники — надеюсь, что этого будет достаточно для того, чтобы учиться лучше всех". Эта цитата Гермионы Грейнджер идеально описывает подход людей с синдромом отличника к любой задаче, за которую они берутся.
Как проявляется синдром отличника?
Синдром отличника характеризуется следующими проявлениями:
- стремление достичь максимально высоких целей;
- потребность получить похвалу, одобрение окружающих;
- сильный (иногда панический) страх совершить ошибку;
- ощущение себя полным ничтожеством в случае неидеального результата.
Человек с синдромом отличника чаще всего постоянно испытывает тревогу в любой деятельности, которой он занимается, уязвим к критике. У него есть внутреннее убеждение, что недостаточно хороший результат - это плохой результат, и если он в чем-то ошибся, то он автоматически становится абсолютно никчемным и недостойным похвалы.
Как он появился?
Конечно, такой комплекс переживаний начинает формироваться с детства, если в школе, дома или секциях ребенок чувствует себя успешным, важным и ценным только когда достигает совершенных результатов, отлично учится или идеально себя ведет. В детстве мы не можем отделить оценку наших поступков, действий или достижений от оценки нас как личностей. Поэтому если за ошибки и неудачи ребенка ругают, говорят "надо было лучше" и т.п., а достижения принимаются как должное, ребенок вырабатывает у себя такое отношение к самому себе.
Формируется убеждение: "Только идеальный я достоен любви и уважения, любая ошибка лишает меня этого".
В ситуауции Гермионы, будучи волшебницей лишь наполовину, она изначально ощущала себя "недостаточной" для мира магии, а многие ученики подливали масла в огонь своими предубеждениями (называя ее "грязнокровкой"). Девочка понимала, что любая ее ошибка будет поводом для нападок, поэтому решила научиться как можно большему как можно раньше, чтобы защитить себя от унижений и оскорблений.
Что делать, если у меня синдром отличника?
1. Для начала важно разобраться, откуда взялось такое убеждение по отношению к себе, понять, чей голос на самом деле звучит в голове, ругая и критикуя вас за каждую потенциальную ошибку. Когда вы отделяете этого "критика" от остальных своих мнений и мыслей, становится легче выйти из-под этого гнета, посмотреть на эту ситуацию со стороны.
2. Учиться отделять оценку своих поступков и достижений от оценки себя как личности. Например, если вы делаете ошибку в отчете на работе, это говорит лишь о том, что вы совершили ошибку в отчете. Это не делает вас плохим работником, недостойным человеком, обреченным на вечные муки, это не значит, что вы недостойны внимания, уважения и любви.
3. Формировать у себя новые способы оценивать свою работу как "достаточно хорошую", даже если в ней есть недочеты. Позволить себе оставить что-то неидеальным (хотя бы какое-то мелкое дело) и проверить реакцию окружающих - возможно, идеально никому и не надо, кроме вас. А какие-то ошибки вообще могут привести к позитивным последствиям и улучшению отношений с другими людьми.
Это долгий и непростой путь. Не требуйте от себя невозможного!
Эффективнее и быстрее это можно делать вместе с психологом, который будет поддерживать вашу веру в себя и тестировать реалистичность сформированных детских установок, но начать этот путь можно и самостоятельно.
#психология #синдромотличника #уголокпсихологии #психологияпросто #помощь #саморазвитие