Нет, кто бы спорил, хотя бы в общих чертах иметь представление, о чем пишешь – дело весьма полезное. Вопрос только в том, где кончаются общие черты и начинается заклепочничество. Потому что видела я не один и не два примера, когда задумка оказалась погребена под горами матчасти и так и не родилась на свет. Чтоб далеко не ходить, расскажу поучительную историю со своим участием. Однажды у меня появилась задумка истории про старые гаражи, в которых остался жить призрак еще советского автолюбителя. И про парня, который его увидел, познакомился с ним и поехал с ним кататься, с большим удивлением обнаружив вокруг Москву, современную не ему, а этому самому автолюбителю. (Замечу в сторону: так вот еще когда у меня фишка со множественными реальностями из «Будь моим Пассажиром» возникла! Рассказ, надо заметить, 2008 года.)
Так вот. Написала я про эту задумку у себя в блоге, и одна моя френдесса тоже захотела написать такую историю. Ну а что, я в собаку на сене не играю, более того, я очень люблю смотреть, как одни и те же события можно по-разному увидеть и рассказать. Поэтому теперь, когда на меня завелись фанфики, я вообще пушусь и радуюсь.
Так вот. Я свой рассказ написала что ли за день. Три с половиной вордовских страницы или десять тысяч знаков. От второй стороны так ничего и не произошло, хотя я знаю, что эта самая вторая сторона по самые уши закопалась в географию Москвы, старые названия улиц и простройку маршрута из Сити в Отрадное. И гора матчасти в итоге так и погребла замысел под собой.
У меня же получилось вот что: https://proza.ru/2008/11/13/261. Как можно видеть, я не лезу в названия улиц, точный маршрут или там точное наименование завода и процедуры техобслуживания. Просто потому, что мне оно в рамках замысла не надо. История-то не об улицах, а о такой вот странной дружбе и сомкнувшихся эпохах. Понятно, что, если бы мне приспичило писать об этих двоих большой роман – закапываться пришлось бы намного глубже, особенно если наш призрачный автолюбитель получил бы право голоса.
В этом, собственно, и соль – матчасть, несомненно, нужна, но ровно настолько, насколько это имеет значение в замысле. Если у нас, допустим, мимоходом упоминается, что кого-то из близких герою людей скосил шальной арбалетный болт – нам достаточно знать, что в это время и в этой местности арбалеты в принципе водились. С шансами, можно даже конкретное сражение не подбирать – куда ни ткни, а какой-нибудь махач в те суровые времена где-нибудь да происходил. А если у нас фэнтези – то и того меньше. Если мы «смотрим» вблизи на арбалетчика, который сейчас нам ликвидирует какого-нибудь супостата – достаточно понимать, как в принципе происходит выстрел. А если этот арбалетчик у нас главный герой, и его похождения и мастерство в центре сюжета – вот тут придется изучать, как эта стрелялка устроена, чем отличается крутой стрелок от некрутого и с какими проблемами может столкнуться. Вот почему я в исторические дебри и не лезу, потому что я читерский автор и хочу просто порассказывать истории, а не вывернуть себе все мозги.
С другой стороны, даже если матчасти надо мало, она все равно нужна, она добавляет атмосферы и помогает обойти ляпы. В одном моем рассказе меня ну оооочень сильно подмывало приклеить главному герою, обладателю абсолютно белоснежных волос и заносчивого характера, прозвище «Малфой» - но, увы, никак, он чуть старше меня самой, и в его школьные годы сия эпопея еще не существовала, а к выходу первого фильма его уже года три как не было в живых.
На самом деле, если мы говорим о плюс-минус нашей реальности, определенный дух времени в текст так или иначе залезет. Вот, например, «Ветробой» я начала писать в 2005 году и, хотя ковырялась с этим текстом десять лет, основные реалии придумались еще тогда. И у меня – сама вижу – совершенно отчетливо действие текста происходит точно не раньше 2005 года (потому что тогда вышел альбом Catharsis «Крылья», который Макс слушает в машине) и вряд ли позже 2008 (потому что все тот же Макс в контексте недавних событий упоминает милицию, а не полицию). Не то чтобы мне это было сильно надо – оно просто само так получилось. Как и то, что мой примерный ровесник Владислав, как и я сама, еще застал пленочные фотоаппараты и разговоры со старым другом по стационарному телефону. Сейчас мои персонажи плотно взялись за смартфоны.
Короче, все как всегда – если вас смущает, что вы ненастоящий писатель, если не обкладываетесь энциклопедиями и консультантами – просто забейте. Во-первых, вы уже настоящий, а во-вторых, посмотрите внимательно на свой замысел – там реально надо вот все это знать, а иначе и браться не стоит? Вот очень сильно подозреваю, что нет. Разумеется, если вам лично нравится копаться во всех подробностях придумавшегося мира – кто ж вам в этом помешает, наша задача – получать удовольствие. Главное, саму историю в этом всем не потерять, ибо есть простое правило: то, что идет в текст, должно куда-то двигать сюжет, что-то говорить о персонажах или показывать читателю важные моменты мира. Тогда оно тут нужно. И если надо привлечь какие-то дополнительные сведения – в наш информационный век это стало куда проще. Надо мне в общих чертах понять, как проходит выставка кошек – все кошачьи ресурсы к моим услугам. Тем более что мне, даже несмотря на то, что в эпизоде повествование идет от лица заводчика, не нужны все детали, только общий ход, чтобы можно было сказать про кота «покрасовался и спи себе, пока в финал не позовут». Надо мне выяснить, на что будет похож персонаж, три недели назад огребший так, этак и растак – по счастью, в друзьях имеется злобный биолог, к которому можно пристать. А еще очень много полезного можно вырыть на классном ресурсе Posmotreli.su, где даже есть специальный раздел «Справочник автора». Да и просто в обсуждениях разных сюжетных ходов есть много полезного. Главное, помнить то, что я говорила в самом начале: это не для приобретения комплекса неполноценности, это исключительно для информации.