Хотите узнать, чем дышит Латвия? Взгляните в суть её главного культурного достояния – Праздника песни и Праздника танца, проводимых раз в пять лет, начиная с 1873 года.
Песня и танец – вот, что определяет латышское самосознание. Песня, танец, труд, любовь к природе, крепость семейных уз – вот, что лично я слышу в латышских песнях и вижу в латышском танце.
Вселатвийский праздник песни и танца включён в Культурный канон Латвии и, с 2008 года, в Список культурного наследия ЮНЕСКО.
Основной доминантой праздника является выступление большого сводного хора, поющего а капелла, то есть без музыкального сопровождения.
Инструментальная музыка, духовой оркестр, танец, движение любительских театров, прикладное искусство стали его неотъемлемой частью чуть позднее.
На Празднике песни и танца не просто поют. С 30 июня по 9 июля будут проходить соревнования хоров, которых только в одной Латвии насчитывается 370 – женских, мужских и смешанных, школьных и сениоров (пенсионеров), любительских и профессиональных. Да, в Латвии, можно сказать, поют все. Как, впрочем, и танцуют. Всего, по слухам, на Празднике песни и танца в 2023 году планируют выступить 650 танцевальных коллективов. Сколько же будет участников всего – наверно станет известно только после окончания праздника. В 2018-м году, к примеру, их было 3421, в совокупности составляющих 43 тысячи человек.
Я же предлагаю немного окунуться в прошлое, взглянув на то, какой была Рига пять лет назад – во время XXVI Праздника песни и танца, приуроченного к Столетию Латвии.
Как и этим летом, погода стабильностью не отличалась. Прохладные дождливые дни чередовались с иссушающей жарой. Но рижане стойки сносили и то, и другое, собираясь под зонтами на уличные театральные выступления, бродя по устроенной в Верманском парке ярмарке народного творчества и фотографируясь в латышских народных костюмах около памятника Свободы.
На Центральном рынке Риги то и дело танцевали. Выводя выступление фольклорных коллективов на большой экран.
Вход в праздничную зону на Эспланаде начинался с деревянного коридора, со стенами, вырезанными в стиле латышского национального орнамента.
На большой сцене Эспланады постоянно кто-то пел или танцевал.
Особенно мне запомнился один мрачный и дождливый день, когда я оказалась перед сценой одна, а на ней стоял хор из нескольких сотен человек.
Главными дизайнерскими приметами праздника стали красная надпись с названием мероприятия, чья форма, скорее всего, соотносилась с цифрой «100» и минималистически оформленные поющие фигуры мужчины и женщины в латышских народных костюмах.
Рядом с часами «Laima» работала специальная студия, освещающая течение Праздника песни и танца.
Чуть дальше размещался информационный центр с экраном, на котором транслировались основные знаковые события мероприятия.
На пересечении бульвара Бривибас и улицы Элизабетес были установлены интерактивные «Врата почёта».
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.