Круизный туризм — особый вид отдыха. Представьте, что вы живете в гостинице с хорошим питанием, с борта видны великолепные пейзажи, вы никуда не торопитесь, можете даже не выходить из своего номера-каюты, но все равно каждый день оказываетесь в новом городе, где вам покажут самые интересные достопримечательности, проведут экскурсию по музеям или даже пригласят в театр. Такой вид туризма далеко не самый дешевый, но у него самые лояльные путешественники.
У меня в руках оказались результаты свежего исследования ООО «ПроГород» (ВЭБ.РФ), в котором рассказывается о том, кто выбирает речные круизы в России. С удовольствием поделюсь некоторыми цифрами и выводами, а проиллюстрирую это своими фотографиями.
Общая доля круизного туризма в общем объеме турпотока — всего 2%, при этом чек гораздо выше среднего, а доля возвратных туристов — 75%. Основные круизные маршруты в России проходят по Волге.
Портрет круизного туриста: это человек старше 45 лет, путешествует с детьми или компаний друзей. Средняя продолжительность поездки: 6 дней, при этом в круизы менее 3 дней отправляется 17% туристов, а 58% выбирают поездки от 3 до 7 дней.
Из-за высокой стоимости большинство любителей круизов могут позволить себе путешествие по рекам не каждый год. Средняя частота поездок: 1 раз в 2,5 года. При этом круизные туристы могут долго копить на круизы, но не готовы отказываться от путешествий по рекам. Я сам общался на теплоходах с туристами, которые откладывают зарплату или пенсии целый год, но чтобы провести несколько волшебных дней на реке.
Распределение по уровням среднемесячного дохода, тыс. руб.:
менее 15 – 2%,
15-25 – 11%,
25-35 – 16%,
35-45 – 14%,
45-55 – 17%,
55-70 – 10%,
70-100 – 17%,
более 100 – 13%.
А вот сколько тратят путешественники на круизы:
менее 30000 рублей - 28%,
от 30000 до 59000 рублей – 47%,
от 60000 до 149000 рублей – 22%,
более 149000 рублей – 3%.
Да, стоимость как в хорошем отеле да еще и с перелетом. При этом теплоходы очень востребованы.
Итоги: круизный туризм — один из самых дорогих видов массового туризма, но это важный сегмент, на который стоит ориентироваться всем городам, расположенных на реках. И дело тут не только в деньгах, а в организации инфраструктуры и сервиса, развитии объектов показа, общем подходе. Тогда помимо круизников в регионы поедут и автотуристы, и туристы, передвигающиеся на общественном транспорте.
А всем, кто ни разу не был в круизах, советую хотя бы три дня прокатиться по нашим рекам на теплоходе. Впечатления останутся надолго.
А вот несколько моих рассказов о теплоходах и круизах:
Как устроен теплоход
Как работают шлюзы? Фото и видео
Где и как зимуют теплоходы?
Лунная соната. По Неве на большом теплоходе
Углич. Красивый город на углу Волги