Послание к Ефесянам занимает определенное место в Новом Завете, отличается от остальных особенным литературным стилем, и по утверждениям специалистов на языке оригинала образует громадные отрывки состоящие из одного предложения. Таким примером может служить начало сего послания, отрывок 1:3-14. Послушайте насколько величественные образы используются апостолом, где он прославляя Господа и Искупителя с помощью возвышенных глаголов передает восторг и восхищение своим читателям:
"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его." (Еф.1:3-14)
Именно этот большой отрывок, как раз и является единым изречением, мастерски изложенный с особым чувством и слогом! Сколько богословских тайн содержиться в нем и с каким неподдельным чувством Павел выносит на всеобщее обозрение глубину любви Божией и искупительную миссию Сына Божьего. Потрясающе!
История ефеской церкви, узнать которую возможно читая книгу Деяний, возникла благодаря проповеди Павла, где он в течении трех лет кропотливо и настойчиво осуществлял задуманное, что собственно и привело к ряду событий, с некоторой долей иронии описанных в 19-главе книги Деяний апостолов. Чего только стоит восстание местной бизнесс- элиты, во главе с серебряником Димитрием, которого не в шутку начал беспокоить вопрос потери заработка и перспективы полного разорения, только потому, что люди покупающие статуэтки Артемиды и храма в её честь, приходили к выводу о бесполезности такого рода приобретений и отсутствии смысла траты денег. Мотивом всего вышеперечисленного являлась проповедь Павла, а точнее его слова, которые сам Димитрий цитировал: "сделанные руками человеков - суть не боги". Более того, страдала не только туристическая отрасль приносящая огромную прибыль в городской бюджет, но и другие, имеющие отношение к оккультным практикам, где стало наблюдаться падение влияния, вплоть до полной потери интереса.
К слову сказать, Ефес славился не только храмом Артемиды (одним из чудес света, кстати), но был известен глубоко проработанным оккультизмом. Немалую роль в этом сыграли бродячие заклинатели, да и сам город был доверху наполнен разного рода литературой посвященной магическим заклинаниям на все случаи жизни. История с сожжением магических книг является показательной. Насколько сильным было влияние христианской проповеди, если дорогостоящие свитки совершенно добровольно были брошены в огонь, а когда подсчитали стоимость самих книг, то сумма вылилась в 50 тысяч драхм( эквивалент 50-тысяч рабочих дней, что в пересчете на современный курс, может достигать до 100-150 млн. рублей).
Это являлось одной из проблем, которую Павел косвенно затрагивает в своем послании. Обратите внимание, на пару эпизодов, где перечисляются всякого рода начальства и власти на небесах, которые по верованиям ефесян, оказывали влияние на жизнь каждого человека.
"И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви." (Еф. 1:19-22)
Перечисление властей, сил, начальств и прочего, намекает на то влияние магических книг, и образа мыслей, которые до проповеди Павла бытовали среди ефесян, и теперь благодаря вести о Христе потеряли свое влияние, только потому, что Христос стоит выше всякого имени, силы, господств и властей. Эту мысль Павел еще раз повторяется уже в контексте битвы, к которой каждый христианини призван быть готовым.
"Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять." (Еф. 6:11-13)
"С такою силою возрастало и возмогало слово Господне" (Деян. 19:20)