Начало 1860-х гг., по свидетельству современников, было отмечено резким всплеском сельского пьянства.
Когда пили в деревне?
Для большинства крестьян употребление алкоголя определялось не склонностью к выпивке, а общественными обычаями. В деревне не пили в будние дни, особенно в страдную пору.
Считалось большим грехом употреблять спиртное в постные дни (среду и пятницу), а также в период постов. Земский врач Тамбовской губернии В.И. Никольский писал:
«Мужик так же редко видит водку, как и мясо, и так же набрасывается на нее со всей жадностью. Обыкновенный мужик пьет водку, может – быть десять дней в году, но за то уже пьет вволю, до пьяна, пропивает такие деньги, на которые он мог бы быть сыт продолжительное время».
Праздник в восприятии крестьянина был непременно связан с употреблением вина. В народе говорили:
«Без блинов не масленица, а без вина не праздник».
Традиционно «пьяными» днями в селе считались Рождество, Пасха, масленица, престольный праздник, например, Покров, Михайлов день, Никола зимний, Казанская.
В престольные праздники крестьяне варили пиво (брагу) и покупали водку для угощения знакомых и родственников из соседних селений. Пьянство начиналось сразу же после обедни и продолжалось 2–3 дня.
Крестьяне небольшими группами ходили друг к другу и везде выпивали водку. Тот, кто не принимал участие в праздниках, считался скаредным. Крестьяне считали это обычаем отцов и дедов. Праздник был не только отдыхом от тягот ежедневного труда, но и формой консолидации сельского мира.
Праздники в селе сопровождаются пьянством, усиленным сквернословием, часто буйством, дракой. Дело до суда в таких случаях доходило редко, поссорятся, подерутся и помирятся без постороннего вмешательства.
Архаический обычай воздерживаться до праздника и затем выпивать большое количество спиртного уходил корнями в глубокую древность, когда опьянение, беспамятство и даже смерть не воспринимались как граница жизни.
А много ли пили ?
Объем «угощения» на празднике зависел лишь от материального достатка крестьянина. Приготовиться к празднику, как бы это ни было трудно, надо.
Бедный должен купить четверть ведра водки простой и бутылку красной, зажиточный - ведро водки и четверть ведра красной, богатый крестьянин – 2-3 ведра простой и полведра красной. Понятие «праздник» в умах народа соединяется с гулянкой, пьянством и разгулом.
Все предсвадебные обряды: сватовство, смотрины и т.д. также сопровождались обильной выпивкой. Об отце, просватавшего дочь, в деревне говорили, что он пропил – девку.
Обильная попойка во время свадьбы поддерживалась отчасти крестьянским самолюбием, старанием не ударить лицом в грязь, показать себя особенно перед новой родней, перед людьми другого прихода, другой местности: "смотри, дескать, как мы гуляем".
И все-таки сельское население вело преимущественно трезвый образ жизни.
Пьяницей сельские жители называли того, «кто пьет во всякое время, кстати и некстати, пропивает заработок, упускает работу, тащит из дома, разоряет семью».
По данным земской статистики, пьяницы в селе были явлением редким – один два на сотню человек. Но и трезвенников на селе было приблизительно столько же.
Регулярно водку в селе пили единицы, как правило, сапожники, кузнецы, отходники, т.е. лица, не связанные с аграрным трудом. По мнению некоторых крестьян, развитию пьянства способствовали отхожие промыслы (работы на винокуренных заводах) и жизнь в городе, где не было традиционного контроля общины.
Учеными выявлена четкая дифференциация в употреблении водки: зажиточные и бедняки пили много, хотя и по разным причинам, а середняки – крайне умеренно, считая водку помехой для хозяйствования. Пьянство зажиточного крестьянина служило в деревне предметом зависти: «Вот он и пьет, а все у него есть».
Сколько же спиртных напитков в среднем, выпивали россияне за год?
В Тверской губернии, например, в 1863-1866 гг. было употреблено в среднем по 0,68 ведра водки в год на душу населения, а без учета женщин, стариков и детей – до 3 ведер.
Для сравнения: в Великобритании и Северной Ирландии в 1854 г. было употреблено вина менее 0,27 ведра на душу населения. В этот период более, чем в полтора раза возросло число смертельных случаев от перепоя. Однако, по утверждению дореволюционного исследователя В.К. Дмитриева, в деревне пили в три раза меньше, чем в городе.
Алкоголизм, как болезнь, не являлся проблемой в деревне в пореформенный период.
Как жители русской деревни относились к «зеленому змию»?
Поговорки и пословицы зафиксировали двоякое отношение простых людей к алкоголю.
С одной стороны, они хорошо сознавали разорительные последствия неумеренного употребления спиртного:
«С вином поводишься – нагишом находишься»; «Сам пьян, а дети голодны».
С другой стороны, склонность человека к выпивке не вызывала особого осуждения:
«Пьяный проспится и в дело годится, а дурак – никогда».
Какие причины привели к росту пьянства в российской деревне?
Причины можно разделить на несколько групп.
Экономические
С отменой откупной системы подешевела водка. Она стала доступной для крестьянина.
В связи с тем, что средства, полученные от реализации спиртного, выступали надежным источником государственного бюджета (составляли в конце XIX в. до трети всех доходов), росло число злачных мест на селе. Близость кабака, винной лавки являлась большим соблазном к выпивке.
Социальные
После отмены крепостного права началось бурное развитие капитализма, что привело к росту социальной мобильности сельского населения.
Процесс модернизации, сопровождающийся ломкой патриархальных устоев, наряду с позитивным началом, вносил в жизнь села далеко не лучшие черты городского быта.
Общее смягчение политического режима, утрата контроля со стороны помещика дали сельским обывателям больше свободы, в том числе свободы употребления алкогольных напитков.
Психологические
По всей видимости, выпивка для крестьян являлась единственно доступным удовольствием, дававшим возможность на время забыть обычную тяготу и неприглядность жизни.
Сельский праздник являлся формой психологической разгрузки, своеобразным каналом выхода негативной энергии крестьян, не даром гласит русская пословица:
«Спасибо тому винному кувшину, что размыкал кручину».