Предисловие
Во время стажировки по геоархеологии в Самарканде, я изучал методы фиксации археологических находок, в том числе метод выявления скрытых наскальных изображений, которые выцвели, стерлись, без всяких признаков их обнаружения. На практике я применял этот метод на скале Сармышсай в Узбекистане, где сосредоточено огромное количество древних и средневековых петроглифов. Но речь не об этом.
Я вдруг вспомнил про страусов на гранитной скале Асуанских каменоломен, и мне пришла в голову идея попробовать прогнать те фотографии, которые я там сделал через программу анализа изображений.
Анализ
Для этого я использовал программу ImageJ и специальный плагин к ней DStretch, который применяется в археологии для выявления и изучения скрытых наскальных изображений. Он использует метод декорреляционного растягивания в разных цветовых пространствах.
Конечно, когда я был в Египте, я об этом методе не знал, иначе сделал бы фотографии специально вблизи для выявления скрытого текста. Поэтому будем работать с тем, что есть.
Как видим, на оригинальной фотографии, сделанной мной в Асуанских каменоломнях, кроме страусов ничего нет. Страусы видны отчетливо, их я и фотографировал, не подозревая, что рядом с ними оказывается есть скрытый текст, который вообще не виден. И это странно.
Далее я прогнал фотографию через разные цветовые каналы DStretch, и был шокирован.
Рядом со страусами был написан иероглифический текст. Вокруг страусов изображены отдельные иероглифы и какие-то знаки. На оригинале их не видно. Конечно качество снимка не позволяет понять какой именно текст, египетский или может быть шумерский, потому что есть элементы напоминающие шумерскую клинопись. Но без качественных изображений именно этого места вблизи понять трудно. Но факт то, что текст там действительно есть.
Как видим на фотографии общего вида красным я выделил те места, где есть невидимый текст. Это видно по выявленным горизонтальным линиям иероглифов. Эта фотография была сделана издалека на длиннофокусный объектив. Эти места нужно заново отснять вблизи с хорошим разрешением, чтобы прогнать через DStretch и узнать что там написано.
Странности
Странно то, что в оригинале, вблизи, когда я там был, изображения страусов и линий разметок видны отчетливо, без всяких подозрений на то, что там может быть изображено что-то ещё. Но тут-то и возникают вопросы.
Именно надписи почему-то стерлись, хотя вероятно написаны той же самой пигментной краской. Все иероглифы вокруг страусов, между ними, и текст слева от них - стёрты. Тут непонятно, выцвели они с течением времени, или были намеренно стёрты. Но почему тогда страусы не выцвели с течением времени?
Место обнаружения
Скрытый текст был обнаружен в запретном для обычных туристов месте - гигантской гранитной стене, известном в исследовательских кругах побочном эффекте от выработки гранита неизвестным методом. Я туда проник по чистой случайности, так как место было закрыто и охранялось.
По характеристике следов можно предположить, что гранит вынимался целиком с помощью гигантской машины, но никак не палками, клиньями, или долеритовыми шарами.
Другой вопрос, зачем наносить разметку для вырубки после того, как гранит оттуда уже был вырублен? И зачем писать текст и изображать страусов? Само наличие сохранности разметки говорит о том, что египтяне её не использовали, то есть вторично гранит с этого места не вырубали. Они вырубали везде вокруг клиньевым методом, но не в тех местах. Видимо чтобы сохранить следы того, что делалось до них.
Я первый?
Прежде чем публиковать статью сюда на всеобщее обозрение, я решил проштудировать русские и зарубежные публикации по исследованию асуанских каменоломен и выяснить, был ли выявлен этот текст ранее. Но как оказалось, нет. Ни в одних исследовательских публикациях нет и намёка на скрытый текст рядом со страусами. Никто его не выявлял, никому не известно.
Сколько разных групп исследователей прошло через это место, страусов все видели, фотографий полно. Но видимо никому в голову не приходило прогонять фотографии асуанских каменоломен через цветовые каналы. Если была бы хоть одна публикация, выявляющая и исследующая этот текст, я бы об этом упомянул. Но их нет. Так что же я первый?
Теперь нужно вернуться в Египет, чтобы заново как следует зафиксировать это место, чтобы получить качественный читаемый текст.