Феномен «токсичного человека» уже не редок в наше время и на слуху почти у каждого. Прежде всего под этот термин попадают люди, которые проявляют некоторую бестактность, раздражительность или высокомерие. Однако, данное «клеймо» никак не характеризует вышеперечисленные качества и является лишь подтверждением того, что люди говорят о том, в чем сами не сведущи.
В педагогической среде тоже приходится сталкиваться с явлением токсичности не только в отношении учителя к ученику, но и в межпедагогических взаимоотношениях. Давайте разберемся что такое «токсичность» и как она влияет на окружающих.
Токсичное поведение – это авторитарное (властное, честолюбивое) поведение, имеющее угнетающее, «отравляющее» действие на атмосферу в коллективе или настроение собеседника без какой-либо видимой причины и цели.
Во взаимодействии учителя и ученика, жертвами принято считать ученика. Хотя, и учителя нередко становятся жертвами токсичного обращения детей. Провоцирование, «дарительство» учителю с целью личной выгоды (шоколадку за оценку, или я сделаю одно задание, а вы поставите ему две «5»), пассивная агрессия (игра в «молчанку», упрямство, избегание решить конфликт мирно) и многие другие черты являются признаком «toxic children». Но учителя (в большинстве своем) психологически стабильны и способны «нейтрализовать» детскую ядовитость, а вот ученик этого сделать не может. И сам факт этого служит весомой причиной, чтобы лишить важности проблему токсичного отношения учеников по отношению к учителям.
Первым признаком токсичного учителя выступает крик на учеников. Да, такое распространенное в школьной среде явление, как «ненормальное» повышение голоса с целью указать ребенку на незамеченную ошибку или наказать за невыполненное задание является явным признаком ядовитости. Научно доказано, что крик повышает уровень адреналина и кортизола (гормонов стресса) активизируя подсознательный инстинкт «бей или беги». И чаще всего крик на ребенка сопровождается некорректной критикой и оскорблениями.
Вторым признаком деструктивного учителя является манипуляторство. Вообще, манипуляция – это психологический прием побуждения человека к действию вопреки его желанию. И да, есть положительное влияние манипуляции учителя. Например, манипулирование учениками с целью вовлечения их в дискуссию по теме урока или введение соревновательного момента в обучение. Здесь учитель манипулирует не ради своих личных интересов, а ради общих интересов класса, так как цель учителя на уроке – научить.
Но такие приемы как: угрозы, выделение из класса «любимчиков», назначение «доносчиков» (ябед), прилюдное наказание, унижение и сравнение ребенка является отнюдь не мотивирующим к учебе видами манипуляции и сразу выдают в учителе токсичного человека.
Третьим и, пожалуй, самым скрытым из качеств токсичного учителя является оценка внешности ребенка. Небольшие замечания в сторону конституции тела, черт лица, опрятности одежды, цвета волос, макияжа и других видимых обществу деталей может, не только, занизить самооценку ученика, но и склонить его к более радикальным методам исправления «недостатков» своей внешности (анорексия, булимия). Ученик приходит в школу за знаниями, и его успеваемость напрямую зависит от концентрации на учебном процессе. Учитель, делая акценты на его внешности заставляет ребенка испытывать страх, неуверенность или стыд за себя.
Учитель вправе сделать замечание только по поводу школьной одежды (ее наличие или состояние), и только в том случае если данный пункт прописан в уставе школы, а ученик имеет возможность ее приобрести или носить.
P.S. Стараюсь не делать слишком длинных статей! Поэтому способы «нейтрализации» токсичных учителей мы разберем в следующей статье (или следующей за следующей, ха-ха)
Список литературы:
1. Панченко Н. Н. Токсичный учитель: признаки деструктивного коммуникативного поведения // Известия ВГПУ. 2022. №4 (167). – С. 153-157.
2. Рядинская Е. Н., Ковальчишина Н. И. Токсичное сознание как результат нарушений психологического здоровья личности // КПЖ. 2022. №5 (154). – С. 224-228.