Пока мы читали уже написанные постфактум отчёты о передаче ВСУ 50 Bradley (15 + 35) и десятков других видов техники, ведущие западные СМИ начали «прогрев» аудитории на тему передачи Украине баллистических ракет.
Для тех, кто не в курсе, ATACMS — это квазибаллистическая ракета, разработанная в 1980-е годы для пусковых установок США и стран НАТО, в том числе и печально известных HIMARS, с которыми мы, слава богу, научились справляться.
Только вот если раньше речь шла о боеприпасах GMLRS с дальностью 70—84 км, то ATACMS отодвигает границы поражения до 300 км.
Более того, масса БЧ в 2,5 раза больше и достигает примерно 250 кг в новых версиях. Впрочем, вариантов оснащения там может быть очень много, в том числе с самонаводящимися боевыми элементами в количестве от шести до 300 штук. При этом точность достигает от ±10 до ±3 м.
В общем, ничего хорошего для нас, если на первый взгляд. Однако есть и обратная сторона медали.
1. Таких ракет HIMARS может нести только одну вместо шести.
Если мы говорим про MLRS/MARS, то две вместо 12.
2. Это квазибаллистическая ракета, примерным аналогом которой по скоростным и массогабаритным (но не по дальности и точности) характеристикам является советская «Точка-У», которую наша ПВО успешно сбивает в товарных количествах.
3. Таких ракет было выпущено немногим более 4 тыс., и едва ли США отдадут более 100—200 Украине.
Безусловно, сбивать их будет проще, чем Storm Shadow, которые крайне умны и чуть ли не подкрадываются к своей цели по сложным маршрутам, давая расчётам ПВО очень мало времени на реакцию.
Однако, в отличие от крылатой ракеты, ATACMS не нуждается в самолёте для доставки и может быть запущена из любого HIMARS, что лишний раз вынуждает поднять тему защищённости тыловых аэродромов, складов с БК, узлов связи и командных пунктов.
Собственно, для этого она и создавалась на Западе.
То, что до её появления считалось тылом, может оказаться в зоне поражения. И пусть у нас лучшая ПВО в мире, но протяжённость границы с Украиной в 1,3 тыс. км делает невозможным прикрыть всё.
А потому вопросы маскировки, секретности и мер безопасности станут ещё более актуальными.
Лично моё мнение, что если пошли разговоры, то до официального объявления о поставках остались недели и вполне возможно, мы о них узнаем постфактум, как со Storm Shadow, — буквально за день до применения.
Например, после июльского саммита НАТО.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.