Найти в Дзене

Исторический цикл. Как рождаются культы? Ссср закат.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы с вами поговорим о развитии, пике жизни и гибели советских мопедов.

В прошлый раз я рассказал о появлении 2х моделей. Рига 1 и Рига 2 Гауя.

Сегодня мы пройдем эволюцию тяжелых мопедов РМЗ. От Риги 1 до Дельты. Коротко коснемся Риги 17, которая немного выбивается из нашего списка. И закончим вместе с гибелью завода РМЗ в нашем времени и тем стоит ли сейчас брать себе советский мопед неподготовленному человеку.

Крутанем педали и погнали!

Про появление Риги 1 я рассказывал в прошлый раз, поэтому просто фото.

По конструкции это классическая для тех лет хребтовая рама. Задний маятник на 2 амортизаторах и передняя телескопическая вилка. Что на тот момент было хорошим прогрессом по технологии.

Выпускался мопед условно с 1960 по 1965 год. Основным мотором стал s50.

Следом пришла Рига 3. С 1965 по 1968 год.

Взято с http://mopedmuseum.ru/history/sz-riga3/
Взято с http://mopedmuseum.ru/history/sz-riga3/

Подробнее про нее можно почитать по ссылке. Я же в кратце нашего экскурса расскажу про изменения. Мотор s51. Доработан, увеличена мощность до 2 л.с.

Доработали так же седло, сделав его с пружинного на подушечный тип. Что повысило комфорт водителя.

Следующим образцом стала Рига 4(1968-1972).

Главным изменением можно считать уменьшение колес с 19 дюймов до 16.

Фото 1 страницы инструкции. Взято из интернета
Фото 1 страницы инструкции. Взято из интернета

Упростили конструкцию рамы убрав боковой доступ к бардачку. Доработали мотор. S52 обзавелся высоковольтным трансформатором. Но уже наблюдается тенденция к упрощению мопеда, например пропали защитные щитки карбюратора.

Следующем в списке стала Рига 12 (1972-1977).

Держите официальную рекламу
Держите официальную рекламу

Кроме доработанного мотора s57, который стал выдавать 2,2 л.с. Пользователи наконец то получили полуторное сиденье мотоциклетного типа, которое значительно удобнее.

В 1977 году на смену пришла Рига 16.

Официальная реклама рига 16 Экспортная
Официальная реклама рига 16 Экспортная

Изменений было не так много, но они были важными. Новый задний габарит и увеличеный багажник в дизайне.

Первые Рига 16 сходили с конвейера с моторами s57, но позже их заменил первый советский мопедный мотор с кикстартером! И мопед стал мокиком.

Ну или по официальной классификации мотоциклов того периода

-6

Рмз-2.116.00.00.000-01рэ

Мотоцикл рижского мотоциклетного завода 2 класса, номер модели 116.

Вершина развития мопедов в ссср.

Дальше произошло несколько событий изменивших ход истории.

Но сначала обещанная вишенка на торте. Гоночный мопед. Рига 17с. (1976-1982)

Официальная реклама
Официальная реклама

Точнее назывался он шоссейно-кольцевой микромотоцикл. Ниже ттх.

"Двигатель: ШК-50-78

 

Техническая характеристика:

Общие данные: сухая масса — 62,3 кг, максимальная скорость — 153 км/ч; тормозной путь со скорости 60 км/ч — 14 м. со 100 км/ч — 48 м; запас топлива — 8 л. Размеры: длина — 1848 мм; ширина (по рулю) — 450 мм; высота (по обтекателю) — 885 мм; база — 1280 мм; угол наклона передней вилки — 26°; максимальный угол крена влево и вправо — 50°; лобовая площадь — 0,286 м2; размер шин: переднего колеса — 2,00-18, заднего колеса — 2,25-18.

Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный, с жидкостным охлаждением; рабочий объем — 49,8 см3; диаметр цилиндра — 40 мм; ход поршня — 39,6 мм; степень сжатия — 13; мощность — 16,5 л. с./12,1 кВт при 15 000 об/мин; топливо — смесь бензина АИ-98 и масла (25 : 1); система зажигания — электронная бесконтактная.

Трансмиссия: сцепление — сухое, многодисковое; передняя передача — цепная (3,47); коробка передач — шестиступенчатая (передаточные числа соответственно: I — 2,220; II — 1,650; III — 1,367; IV — 1,200; V — 1,095; VI — 1,045); задняя передача — цепная, передаточное число — 2,467, или 2,533, или 2,600, или 2,667, или 2,733.

Экипажная часть: рама — трубчатая, хребтовая; передняя вилка — телескопическая, с гидравлическим амортизатором; задняя вилка — рычажная, из стальных труб прямоугольного сечения; тормоза — барабанные."

Ттх взять с сайта http://mopedmuseum.ru/history/sz-riga17s/

Там же можно подробнее почитать про мопед и статьи тех лет о нем.

Для нас важны лишь несколько вещей. При классическом для наших мопедов объеме в 49.8 куб. см. Он выдавал 16,5 л.с. Мощности! Даже если его дефорсировать в 2 раза это все равно больше, чем сейчас разрешено для мопеда категории м.

И имел 6ти ступенчатую кпп. 6 ступеней, не 2, не 4 как в серийных мотоциклах тех лет. И разгонялся он до приличных 153 км/ч. Иж планета спорт говорите? Самый быстрый мотоцикл?) Ее это, мопед объезжает. Почти обычный почти серийный рижский мопед с двигателем 49.8 сс.

Мы могли, умели делать и делали превосходную технику, которая прекрасно выступала на международных соревнованиях и была одной из лучших!

Вдумайтесь еще раз. В ссср был серийный мопед, который был быстрее Иж планета спорт, которую в свою очередь носят чуть ли не на руках как лучший советский мотоцикл. Мотоцикл убийцу.

Потому что ни дороги, ни пилоты не были готовы к такой скорости.

И вот тут мы подходим к поворотному моменту нашей истории.

Кадр из фильма приключения электроника
Кадр из фильма приключения электроника

В 1979 году на экраны выходит фильм приключения электроника. Где главный герой рассекает по городу на красной верховине 4 (1972-1976).

Кадр из кинофильма "приключения электроника"
Кадр из кинофильма "приключения электроника"

Он же лмз 2.152. С мотором ш57. 2.2 л.с. Максимальной мощности.

И максимальная скорость хорошо сделаных образцов актуальных на момент выхода верховины-5 и рига-16 превышала 60 км/ч.

Резкий скачек популярности мопедов у молодежи. И резкий рост количества дтп с их участием. Так же начинал расти трафик на дорогах.

По слухам представители ГАИ пришли в министерство промышленности с требованием снизить максимальную скорость мопеда до 40 км/ч.

В этот момент на заводах шла разработка нового мотора. Это должен был стать лучший мотор мототехники ссср. Бесконтактное зажигание, без аккумулятора. Он должен был стать более оборотистым за счет перевода кпп с бронзовых втулок на промподшипники. И тут новая вводная.

Менее чем за 2 года пришлось перепроектировать мотор. В итоге вместо революции получилась фигня какая-то.

Ш62. Во первых мотор лишился прямой передачи. Теперь обе передачи через вспомогательные валы.

Мотор действительно стал более оборотистым, но передаточные увеличили.

И выпустили Рига-22 ( рмз-2.122. 1981-1986)

И завод завалили отрицательными рекламациями. Это был первый мопед, где рвало кпп. Клинили подшипники. Была куча проблем. Его срочно модернизировали до ш62м, где дела обстояли лучше, но процент брака все равно шкалил.

Та же самая ситуация развивалась и на лмз с верховиной 7.

Кроме того, мотору снизили мощность. До 1,8 л.с. Считай, что на 25%. А если прикинуть максимальную паспортную мощность s58 в 2,5 лс. То это почти 30%. Люди покупали новый мопед, а он не ехал. Потому что при такой мощности это существенная разница.

В итоге наложились 2 фактора. Низкая надежность и сильное падение мощности.

В пользу того, что все было настолько плохо, насколько возможно, минпромторг согласовал смену моделей. Не просто цифры в названии, а кардинально новой модели.

Сначала рмз разрешили выпустить эксперимент. А именно рига 26, она же рига мини, она же рмз 2-126 1983-1985.

Реклама Рига мини
Реклама Рига мини

Маленькие штампованые колеса. Складной руль. Компактные размеры.

Ее можно было положить в багажник или хранить на балконе.

И снова это был пик моды.

Например honda motocompo.

 Honda motocompo 1983 год
Honda motocompo 1983 год

Были еще другие варианты минимокиков от других брендов. Но у нас был свой, снова актуальный.

В 1986 году минирига претерпела изменения.

Реклама рмз 2-130
Реклама рмз 2-130

Главное отличие в том, что появилась задняя подвеска маятникового типа. Это улучшило комфорт пользователя.

Выпускался он с 1985 по 1990 годы.

Завод работал, творил и выпускал новые актуальные модели. Фановые модели.

Но главным изменением была все же рмз 2-124. Дельта. 1986-1996.

Фото из интернета
Фото из интернета

Это просто другой мопед. В нем другое все. От фары и спидометра, до рамы.

И вновь конструкторы завода постарались.

Просто спойлеры
Просто спойлеры

Используется самая актуальная на тот момент т-образная хребтовая рама.

Были версии спорт и кросс. Это получился очередной актуальный для своего времени и современный мотор. Двигатель довели до ума, теперь он назывался v50. И главной его проблемой стала мощность. 1,8 л.с. И 2 передачи.

Актуальной на тот момент был кпп с 3 передачами и мощностью около 3-4 кВт.

Но нужно вспомнить условия. Плановая экономика. Никого не интересуют хотелки потребителя. ГАИ наставивает, что раз отменили регистрацию и права, то мощность должна быть маленькой, чтобы аппарат передвигался максимально похоже на велосипед. Министерство промышленности спускает на заводы именно такое тз. И заводы вынуждены его исполнить. А тз простое. Больше простых и медленных мопедов.

Так сложилось, что с момента 1 мопеда лмз и рмз не успевали удовлетворять спрос населения. Они не могли закрыться на переоборудование конвейера. Не могли запустить в серию новый двигатель без разрешения сверху. Очень старались. Но ежегодно сверху спускался план. Нужно больше, проще, дешевле.

Пропали все украшения. Сложные формы. Гнутый хребет со штампованными панелями заменили прямые трубы. Проще, больше, дешевле. Инновации это слишком дорого для советского гражданина. Да и не нужны они ему, ведь все равны.

Я хотел поругать последние модели. Но, разбираясь в вопросе, я вижу, что рмз старался. И пропихнул ригу мини. И сделал современную хорошую раму дельты. Они старались как могли. У них даже появилась линейка техники! Это необычно для советского завода.

А потом пришли 90е. Нарушение цепочек поставок. Открытый конкурентный рынок. Где уже пользователь решал какой мотор ему нужен и сколько в нем сил и передач.

Но главная проблема устаревшие конвейеры и технологии производства. Заводы не могли модернизироваться при ссср. И у них не было денег на модернизацию позже.

Были потеряны 10 лет. За это время вышли новые серийные японские моторы. И их успели сменить 4т моторы на повседнев. 4т в быту намного удобнее, чем 2т. И всем плевать на параметры, ведь они ограничены искусственно законом. А наработок 4т мопедных моторов у нас не было.

Переполненный рынок сбыта. Высокая конкуренция, технологическая отсталость. Заводы еще трепыхались какое-то время. Пробовали покупать моторы, собирать что-то по лицензии. Но у них не было шансов в период дикого капитализма. Не было культа, как у урала, чтобы найти свою новую нишу на рынке. Не было сильного лидера в стране, который твердой рукой возьмет умирающий завод и скажет, что он будет жить, как с минском.

История не знает сослагательного наклонения.

Главный корпус завода Саркана Звайгзне в Риге
Главный корпус завода Саркана Звайгзне в Риге

И вот стоит главный корпус завода разбитый и разграбленный и ждет пока на его месте построят новый жилой комплекс. А люди забывают историю. Забывают, что мы жили и побеждали.

-16

И что были у нас и технологии и возможности. И в умелых руках это отличная техника своего времени. Для своих задач и своих правил игры.

Я написал 3 части истории людей. Истории легенд и технологий. Сейчас очень просто говорить как же все было плохо. Но ведь не было. Был свой путь, своя история, свои легенды. Не менее интересные, чем за рубежом.

У болотного медведя есть еще истории. Если вам понравилось, то я расскажу еще что-то интересное. Возможно найду и покажу.

А пока эти посты написаны, чтобы помнили. И мои проекты собираются для того же. Чтобы помнили.

За сим позвольте откланяться. Всем большого исторического бобра, до новых встреч в мастерской болотного медведя!

Авто
5,66 млн интересуются