Найти в Дзене
Игроманы 90х (Edvard Force)

Обзор игры Jagged Alliance 3. Провалилось то, у чего был потенциал. Игроиндустрия разучилась делать тактики.

Одна из самых ожидаемых мной игр в этом 2023 году, это Jagged Alliance 3. Тактическая стратегия, боевик про наёмников, стелс- экшн фактически в TBS стратегии, надо же, наконец то! (написал я шапку до релиза, ага). Но перед обзором третьей части мы как всегда немного покопаемся в прошлом и вспомним хронологию серии. И тут как раз таки есть интересные моменты. Предыстория серии Jagged Alliance Можно кратко описать смысл игр для начала. Все перечисленные части будут в жанре TBS и RTS, где нам предлагают сыграть за военных наёмников, которые будут отправлены в вымышленные страны латинской Америки. При этом у начальных игр серии были неплохие механики и сюжет, что привлекло тогда множество игроков в Jagged Alliance. Jagged Alliance (Разрушенный Альянс), это серия тактических пошаговых стратегий с сюжетом. Первая часть вышла в 1994 году под названием Jagged Alliance 1 от разработчиков Madlab Software под издательством Sir-Tech Software. Далее к первой части вышло дополнение Jagged Alliance:
Оглавление

Одна из самых ожидаемых мной игр в этом 2023 году, это Jagged Alliance 3. Тактическая стратегия, боевик про наёмников, стелс- экшн фактически в TBS стратегии, надо же, наконец то! (написал я шапку до релиза, ага). Но перед обзором третьей части мы как всегда немного покопаемся в прошлом и вспомним хронологию серии. И тут как раз таки есть интересные моменты.

Предыстория серии Jagged Alliance

Можно кратко описать смысл игр для начала. Все перечисленные части будут в жанре TBS и RTS, где нам предлагают сыграть за военных наёмников, которые будут отправлены в вымышленные страны латинской Америки. При этом у начальных игр серии были неплохие механики и сюжет, что привлекло тогда множество игроков в Jagged Alliance.

-2

Jagged Alliance (Разрушенный Альянс), это серия тактических пошаговых стратегий с сюжетом. Первая часть вышла в 1994 году под названием Jagged Alliance 1 от разработчиков Madlab Software под издательством Sir-Tech Software. Далее к первой части вышло дополнение Jagged Alliance: Deadly Games в 1995 году.

-3

После этого в 1999 году вышла Jagged Alliance 2, разработчик - Sir-Tech Software, издатель - Talonsoft (Windows), Tribsoft (Linux). Ну наверно стоит отметить патч Jagged Alliance 2 v1.13, а так же дополнение ко 2 части под названием Jagged Alliance 2: Unfinished Business (или Jagged Alliance 2.5), выпущенное в 2000ом году.

Jagged Alliance 2
Jagged Alliance 2

Отдельно стоит пройтись по дополнению Jagged Alliance 2: Wildfire 5/6 (т.е. 5 и 6 версии), которое было изначально создано фанатами, а в 2004 году оно получило официальную поддержку от разработчиков игры. Тут переработали от оригинальной игры: балансы, карты оружие и ещё много чего, а так же игра стала хардкорнее.

-5

Далее как я понял, дела у серии пошли не очень и даже по удивительному сценарию. Компания Strategy First заказала разработку игры Jagged Alliance 3D российской студии MiST Land South. В 2006 году издатель отозвал права у российской студии, но игра таки вышла от тех же разработчиков в 2007 году под названием "Джаз: Работа по найму", не пропадать же трудам всё таки)).

Права на игру кочевали из рук в руки и в итоге ещё одну часть под названием Jagged Alliance: Back in Action стала разрабатывать компания bitComposer Games.

-6

Игра лишилась пошагового элемента и теперь это была уже RTS с тактической паузой. Игроки такое решение приняли холодно. В 2012 году вышло дополнение Jagged Alliance: Crossfire.

А дальше было ещё хуже. В апреле 2013 датская студия Full Control анонсировала новую игру Jagged Alliance: Flashback, где был и кикстартер, и в дальнейшем ранний доступ. В итоге эта часть тоже провалилась. Ну чтобы подытожить всё это кратко, далее вышли очень неудачные части под названиями: Jagged Alliance Online (2012), Jagged Alliance Online: Reloaded (2015), Jagged Alliance: Rage (2018).

Jagged Alliance Online: Reloaded
Jagged Alliance Online: Reloaded

Ну в итоге скажем так, что с 1994 года и по 2000ый год выходило что то стоящее по Jagged Alliance, плюс доработанная дополнением Wildfire 5/6 2 часть игры в 2004 году. Но далее вместо развития тактической пошаговой стратегии, разные разработчики решили сменить основной жанр и пойти по какому то спорному пути.

На данный момент есть попытка в 2023 году вернуться к успешным корням в лице Jagged Alliance 3. Посмотрим, получилось ли у серии возродиться на сегодняшний день.

Обзор Jagged Alliance 3

Игру разрабатывает компания Haemimont Games, которая знакома по таким играм, как: серия Tropico, Surviving Mars, Victor Vran. Тут хорошо одно, что разработчики далеко не новые, успешные стратегии в их копилке есть. Понятно что шедевра ждать тут особо не стоит, но возможно что то добротное получится из Jagged Alliance 3 или же будет опять разочарование. Так что в обзоре разберём всё до мелочей: механики, физики, общий геймплей, всякие другие элементы и т.п.

-8

Немного о сюжете.

Кратко о сюжете, чтобы были понятны некоторые завязки. Значит у нас есть остров, на котором воюет Легион, который хочет подмять власть острова под себя и который похитил президента страны.

-9

А с другой стороны у нас есть Повстанцы, которые сражаются против Легиона. В целом шаблонный сюжет JA2. При этом официальные военные сначала пытаются держаться в стороне, в ожидании пока кто то из других группировок не перебьёт друг друга. Ну мы естественно выступаем за сопротивление и мирных жителей, которых терроризирует Легион.

Разбираем начальный геймплей до мелочей.

Я немного знаком с Jagged Alliance 2 и поэтому стоит сказать, что тут попытались сделать новую игру Jagged Alliance 3, но очень похожую на 2 часть. Т.е. у нас тут представитель жанра TBS (пошаговой стратегии) в духе X-COM 2012 года, принципы на поле боя почти те же, но менеджмент отличается существенно.

Сначала нам предлагают создать персонажа, а затем нанять трёх наёмников. За всё придётся платить и наёмники будут требовать оплаты постоянно.

-10

И при выборе у персонажей есть такие параметры и навыки, как: меткость, ловкость, проворность, медицина, механика, интеллект, лидерство, здоровье, взрывчатка, сила. Наёмники разные экипировка разная и приспособления тоже разные. Например чтобы механик ломал замки, нужны отмычки, а для медика нужны медикаменты. Выбираем более полезных и пошли разваливать врагов. Я выбрал не особо сильных персонажей, а просто тех, у кого портреты понравились =). Ладно, ладно, выбрал всё по канонам, чтобы все навыки у первой команды были развиты.

Буквально первые три миссии, чтобы ознакомить игрока с базовой боевой системой. И тут всплывают как минусы, так и плюсы. Например враги конечно ведут себя странно, часто лезут в атаку прям в лоб не стесняясь. Во вторых не во всех телах есть лут и это очень плохо, т.е. нельзя подобрать с некоторых оружие, с которого стрелял враг (ошибка того же Wasteland 2). По поводу всяких навыков тут тоже есть свои нововведения, например "подавление огнём" или команда "стрельбы в движущегося врага". Помимо этого есть так же команды "стрелять на бегу" со штрафами или "отвлекающий выстрел", который застаёт двигающегося врага врасплох. Плюс есть всякие уникальные навыки персонажей, древо навыков по способностям. Надо долго в них разбираться, но тем не менее большинство навыков ещё закрыто.

Переходим к глобальной карте.

-11

Хорошо, прошли несколько боёв, вроде всё понятно. На карте можно проводить какие то операции, например залечить раны, разведать местность или же создать повстанческие отряды. Предлагают сразу же тренировать местных в сопротивление. Тут тоже вроде нет ничего сложного.

Вот тут начинается самое интересное. Я натренировал 8 гражданских в сопротивление (нужно прокаченное лидерство) и на меня пошёл какой то главарь местных наёмников из Легиона.

-12

Когда он дошёл до города, то мне надо было его удержать. Механика в итоге такая, что 4 моих наёмника и 8 повстанцев под управлением ИИ стали сражаться с отрядом Легиона. И тут не всё так просто, как я думал. Пришли тяжеловооружённые мародеры с большим пулемётом, который они развернули в центре, против моих 4 бойцов с пистолетами и одним поломанным автоматом АК47. Естественно я бы так их не победил в одиночку и мне на помощь побежали 8 бойцов из отряда сопротивления, правда почему то с автоматами. Могли бы и мне пару автоматов целых дать)). В итоге было тяжко и без подкрепления конечно тут никак по другому победить нельзя. Кстати разрушаемость в игре мне понравилась, посмотрите что стало с тем же домиком на скрине ниже, и что с ним было на скрине выше.

-13

Всякие минусы полезли быстро. В следующей битве что то противников было слишком много и по меткости и урону явно у них было огромное преимущество. Моя же команда продолжала успешно промахиваться. Тут уже сказывается дисбаланс, потому что оружия нет, почему то враги сильнее заметно и меткость у них высокая. От медика толку оказалось мало, потому что все серьёзные ранения лечатся на глобальной карте, а не на месте.

К слову есть стелс, кривой стелс, который работает уж очень криво и нет 100% уничтожения врага скрытно (ну по крайней мере без прокачки), т.е. через сэйв/лоад в такие вещи играть не очень приятно. Плюс ко всему перенести убитого врага нельзя. Очень хочется вспомнить относительно новую игру "Партизаны 1941", где стелс был сделан просто и грамотно. На этом минусы стелса JA3 не заканчиваются. После убийства врага, трупы таскать и прятать нельзя, а вражеские патрули прям специально ходят по нужным местам и при виде трупа они сразу поднимают тревогу.

И да, даже X-COM бесил не так сильно, потому что ошибки свои были понятны там, а укрытия работали нормально. Кстати с укрытиями тут тоже что то странное, потому что враг может простреливать всё. Как тут работают укрытия, не совсем понятно, но ещё разберёмся (привет недоделанное обучение). В итоге например на меня напало 5 человек, я толком никого не ранил, а уже двух своих потерял. Как так? Пришлось переигрывать и изобретать тактику.

-14

Причём очередью из автоматического оружия враги очень хорошо прошивают всё подряд, учитывая что там у каждого автоматическое оружие. Начальный баланс конечно ужасный, странный и почему то загубленный. Т.е. кривым стелсом никого не перебьёшь, а в основном сражении теряешь почти всех, не убив никого из вражеского отряда.

И если мы стараемся беречь свой отряд, то вражеский ИИ почему то действует по тактике камикадзе, пуская в расход своих бойцов с тонной ХП. Т.е. например вбегает к нам вплотную один за наше укрытие и наносит тонну урона, а далее другие враги добивают. При этом на лечение уходит целый ход, где медик должен лечить под вражеским огнём. Причём лёгкие ранения лечатся просто, а вот с тяжёлыми приходится жить до конца боя.

Хорошо, дам игре ещё один шанс. Допустим наши наёмники только закончили юридический институт и их забросили в джунгли, дав пистолет. А я играю на средней сложности пока что. Зачищу маленький островок, а там посмотрим.

-15

Наконец то разобрался, как работают укрытия. Дело в том, что если в X-COM например у каждого укрытия солдат занимал нужное положение (низкое, высокое), то в JA3 тут более запутанная система, так как нужно принимать положение тела в соответствии с укрытием заранее. Крайне идиотское решение, но уж что есть. А то меня красный щит сбивал с толку и я думал, что это разрушаемое укрытие или более хрупкое. Поэтому в сотый раз повторю для разработчиков, что когда вы делаете странные элементы, то пожалуйста делайте нормальное обучение под свои странности!!! Но и это не спасает от попадания за укрытиями, хотя и можно уйти приказом в глухую защиту благодаря укрытиям, но это дорого стоит и такое себе....

-16

С меткостью решил так, играть от глухой обороны, с далёким отступлением. Ну может на это был расчёт разрабов, но это никак не лечит меткость моих персонажей, где что я, что враг, стреляем с одного и того же оружия почему то по разному. Ну в любом случае хоть так что то стало получаться и то хорошо. Дело в том, что здесь есть ещё порог меткости, например у нас 14 Очков Действия. Можно сделать два выстрела по 7 или один более точный на 10 (максимально точный выстрел). При этом после выстрела уже отступить нельзя. Теоретически можно выстрелить и уйти приказом в глухую оборону на 4, а меткость повысить с 7 до 10, если опять же общих очков 14. Понемногу разобрался и создал свою тактику. Правда тактика тоже такая себя, ждать пока враги выбегут из за стены. Так я одержал победу на большом аванпосте, хотя чувство читерства врагов не покидает меня. А вот на открытых пространствах воевать чуть тяжелее, но с хорошим оружием тоже стало попроще или же повстанцы помогли хорошо в следующем бою. И конечно же всех наших натренированных бойцов под управлением ИИ тоже хочется сохранить побольше

-17
У меня тут странные ощущения в плане того, что возможно взяли механику пристрелки оружия из JA2, где при смене оружия возможно требуется время на ту же пристрелку, но об этом нигде не написано в JA3. А вообще грамотно делать конечно же по другому по механикам и балансам, без этих заморочек. Например брать каждый выстрел персонажа (удачный и не удачный) и выводить отсюда например меткость ну допустим в 75% если у игрока меткость 75 грубо говоря, т.е. чтобы каждые 3 выстрела были успешными, а один выстрел был мимо. Плюс ко всему стоит внести как минимум обязательное 100% попадание при любом уровне меткости ну хотя бы как минимум на расстояние в 2 или 3 клетки от врага. При этом тут есть в целом логичные другие неприятные моменты, когда оружие клинит при низком уровне его изношенности (можно починить), но этого и так хватит для негативного эффекта, помимо частых промахов.

Ну вроде как у нас есть доход, какое то оружие. Основные механики и балансы мы разобрали вроде бы. Идём дальше.

Прииски, которые нам стали приносить доход, рассказывают о том, что ближайшее поселение может повысить этот доход, если мы его освободим. Кстати тут есть и так называемая лояльность поселений, где за какие то поручения жители этих поселений будут давать ну какие то бонусы, посмотрим. Так что в дальнейшем цель такова, что увеличиваем отряд, но для начала надо увеличить свой доход.

Соответственно далее идём захватывать другие районы. Игра конечно неплохо справляется с разрушаемостью и я понял, что бетонные стены всё таки лучше, чем кусок тонкого металла на улице. Потихоньку приходит осознание того, как нужно воевать против превосходящего противника, думал я......

-18

В итоге изрешетили мне этот домик, как картонную коробку, да ещё влетел громила с мачете прям в дом, да и дом оказался не из кирпичей))). Опять нашпиговали уроном меня. А я напомню, про укрытия же мы механику уже поняли, но она тоже временами толком не работает. Например был интересный момент, когда я получил урон персонажем своим, а он был за якобы хорошим укрытием. В итоге на следующем ходу он не мог передвигаться вообще от какого то дебаффа с урона и получил бы 100% урона без укрытия. Интересно, когда у нас научатся делать тактики, чтобы я не утопал в сейв-лоадах? Хотя в Divinity 2 была грамотная тактика кстати. Так что в JA3 с одной стороны интересно воевать, когда есть свои повстанцы на карте, а с другой - когда тебя кидают на большее количество камикадзе без поддержки, ну такое себе. Так что возвращаюсь к старой тактике с врагами из за стенки. Пойду искать стенку покрепче))). Т.е. делаем вывод, что в игре отсутствует свобода тактики тоже.

-19

Ну и игре за балансы минус однозначный. Как разрабы это править будут не знаю, но в оценку пойдут минусы, дебафнем чуть итоги.

Ещё один странный баланс тут тоже есть, когда например одни враги вступают в бой, а другие не слышали ничего, т.е. поделить бои теоретически можно на отдельные локальные сражения. Но например в этой деревне (на скринах выше и ниже) враги бегут просто отовсюду. В игре нет уровня шума, нет механик какого то логического понимания разделения этих врагов хотя бы по частям. Я бегал и пробовал по всем краям карты что то сделать, но ничего толком не получалось. Пулями нашпиговывали везде и по многу. Хотя странно, что если враг один и я стреляю по нему из винтовки, то этого никто не слышит из врагов. Т.е. если тут есть глушители, то суть глушителей тут тоже не работает, как я понял. Хотя нет, глушители тут работают, но не по правильному, а по дебильному, что мы разберём ещё отдельно далее. А пока пойду поплачу.....

-20

Ещё раз повторю, как надо делать игры, как надо делать укрытия в играх!!! Детский сад какой то с этими разработчиками сегодня. Не надо делать так, чтобы меня нашпиговывали пулями за укрытием, иначе весь смысл укрытия теряется. Сделайте же просто, чтобы укрытие разрушалось после атаки и далее я мог отступить. Если я это всё вытерплю до конца игры, то хорошо. А если нет, так и оценка будет тоже низкой.

Полез в настройки. А там есть какой то мягкий режим, якобы наёмники будут просить меньше денег и доход с шахт будет больше. Т.е. балансы в игре сломаны и их предлагают исправить настройками. Если в старых или классических хороших играх например хард был хардом, то в сегодняшних подобных новых играх, настройки - это правки балансов, а не песочница со сложностью и увлекательными элементами.

Вы помните например Fallout Tactics мы на стриме проходили? Да. Там были огромные проблемы с пошаговым режимом и я им не пользовался, потому что можно было включить опцию RTS грубо говоря, стратегии в реальном времени. И вот тогда стало играть интересно. А помните, мы с вами проходили такую пошаговую стратежку, как Into the Breach? Гениальная стратегия же была. Да что там говорить, я X-COM 2012 года прошёл раза два. Что же делать с JA3? Даю последний шанс игре на низкой сложности и с мягким режимом. А то по другому просто игра по оценке уедет в минуса. И я ещё раз повторю, что две другие сложности повыше, они не сложные, они поломанные и дисбалансные, ибо я уже выкручиваюсь в некоторых боях за счёт непредусмотренной тактики, за счёт бестолковых вражеских ИИ (которые бегут сломя голову и не стреляют из за угла), но просто не везде это тоже работает. И что я получил от снижения сложности, об этом далее.

Первый пробный бой. Урона мне стали вваливать поменьше, по честному вроде. Снайпер мой промахнулась три раза подряд в голову при высокой меткости (МТК) в 86%, а на 4 раз заклинила винтовка))). Медик промазал из дробовика два раза, два раза, Карл!!! Это ж мать его дро-бо-вик!!! Далее один из моих персонажей получил тяжёлое ранение (это при том, что у него осталась половина ХП) и медик до него не доходил, т.е. на следующем ходу персонаж умирает.

-21

И остальные тоже худо бедно с автоматов куда то там попадали или вообще не попадали. Игра конечно уже держит баланс по обоюдному урону, как то вливаем уже друг другу урона поровну и по честному одинаково при попадании, но конечно половина недочётов никуда не делась, мда. Да, это был такой наглый пробный бой без укрытий, но тем не менее возможно за укрытиями будет не так душно по урону по мне. Поиграюсь так, там посмотрим.

Второй бой был уже почти что без сэйв-лоадов, мне это уже понравилось.

-22

На скрине выше я тут и урон получил нуууу приличный, и убил всех врагов тем самым. Первый бой без загрузок и с крепким дамагом и уроном с двух сторон, мне это уже больше нравится =). Я думал это конец карты, лут и выход..... Думаете дальше легче было? А вот и нет. Далее по сюжету меня выкинули сразу на 6 или 8 усиленных врагов, так называемых быков с ножами. Лёгкая сложность? Забудьте. Такое ощущение, что мало что поменялось теперь. Опять сражение с сэйв - лоадами. Правда это подленькое место оказалось, так как мне надо было защитить гражданского, как я думал по предложенной игрой логике.

тут 4 врага, а до этого я убил ещё 3 врагов
тут 4 врага, а до этого я убил ещё 3 врагов

Т.е. фактически отряду нужно 6 человек, а не 5. А 6 рыл вы прокормить не сможете на средней сложности, если взяли хоть каких то дорогих по стоимости. Короче в итоге ситуация ну такая себе, дисбаланс налицо. Переиграл......

-24

Получилось раза в три хуже, даже с коктейлями молотова и гранатами. А зачем оно нужно, если тебя и так валят как просто бесполезное мясо. Зачем тут Калаши и улучшенные автоматы, всё равно это не поможет, ведь оборванцы с ножами сильнее. И так в одном бою пострадал на этой же карте, а тут ещё один бой, да ещё и хуже. Как в это дальше играть? Конечно я понимаю, что теперь мне надо переигрывать заново всю игру, чтобы была топовая починенная бронька и мега пушки, а в данном случае просто нет вариантов выиграть. Т.е. здесь ещё и ужасные сюжетные подставы, что ломает полностью логику происходящего, ломает балансы сражений, игра заставляет переигрывать даже на лёгком. Я такой дичи даже в X-COM 2012 года не помню. Даже когда там освобождаешь заложников, всё равно есть какие то успешные варианты выполнения задания. А тут почему я не могу управлять сюжетным персонажем, который стоит как вкопанный? Хотя далее выяснилось, что бандиты, которые пришли убивать гражданского, оказывается его в бою не трогают. Хорошо, давайте я убегу со своими ранениями. Поотстрелил ноги врагам и бежать.

-25

Только один персонаж у меня не мог далеко бегать с тяжёлыми травмами, которые лечатся на глобальной карте. И в итоге получилось что то ещё хуже..... Персонажа догоняли и убивали, а я ничего не мог сделать. Думаете это у меня тактика неправильная? А вот и нет, оказывается в игре катастрофически поломаны оружейные балансы. Но дайте перевести злобу от игры, об этом поговорим чуть в другом формате ниже на фактах. А пока пройдёмся ещё по некоторым механикам.

Схрон (склад) можно делать или нет? Чуть отвлечёмся другими минусами, ой, элементами. В определённых секторах своеобразный склад таки есть? Сначала выходите на глобальную карту F1, а потом жмёте инвентарь F2 (раскладку я ставил свою) и открывается схрон сектора. Это я натыкал за три дня игры, нааааадо же!!! Только тут тоже проблема или даже опять вопрос. Он не общий по карте или же это просто какой то сбор лута с трупов (не из шкафов, не из ящиков), а на каждом квадрате свой склад так называемый?

-26

Потрясающе...... идиотское решение из старой части JA2, что так, что так. Где общее хранилище?!?! Это игра с лутом, Карл!!! Где грёбаное хранилище?!?! Хотел посчитать ещё квадраты на карте (т.е. сколько таких хранилищ) и игра крашнулась на наведении на недоступные квадраты, ггг))). Чувствует, зараза, что со мной лучше не связываться в таком её состоянии. Не хочет игра критики больше, боится))). Ну по факту ещё краши с картой добавим, а патчей всё нет, даже патча первого дня не выкатили хотя бы на оптимизацию, Карл!!!

Решение проблемы со вторым отрядом наёмников и гриндами. За счёт понижения сложности, естественно доходы у меня выросли и я могу теперь нанять второй отряд или даже третий, если терпение не лопнет раньше. Т.е. за счёт понижения сложности, я избавил себя от десятков часов гринда растянутого. В разных отрядах есть смысл, потому что с вражеских баз постоянно шлют подкрепления на разные захваченные нами точки. А теперь представьте, как одному отряду нужно прыгать туда сюда постоянно. Хотя тут мы можем тренировать ополчение, но в итоге всё равно даже то же ополчение не бесконечно. Т.е. у игры большие проблемы с гриндами, потому что новых элементов со временем подают мало, а гриндов однотипных (или топтаний на месте) становится больше. А часики то тикают игровые. В итоге повторюсь, что понижение сложности идёт во благо избавления от лишнего потраченного времени на гринды и на всякие активности другие.

Решение проблемы с операциями. Операции на глобальной карте выглядят следующим образом. Т.е. вам постоянно надо лечиться, чиниться, тренировать новых повстанцев, да ещё и отдыхать. А времени на это надо много, по нескольку дней, даже неделя и больше. А враг не дремлет, шлёт подкрепления постоянно. В итоге конечно выгоднее идти на задание с кем то раненым или что то не дочинить, потому что время тут дорогое удовольствие, да и наёмники постоянно хотят денег за наём и за операции, на которые мы их ставим. В итоге понижение сложности и для этой стадии сэкономило уйму времени. Но не переживайте, это всё равно только начало игры, карта большая, сидеть тут надо оооочень долго, где придётся заниматься одинаковыми элементами менеджмента команды.

Дисбаланс лута. А лут это у нас прежде всего патроны и оружие. Мне за какую то миссию дали FAMAS с отличными обвесами, которые дают сильно к точности.

-27

Да только патронов 5.56 к ней не дали вообще. Собственно и за несколько боёв тоже не дали таких патронов. Зато надавали немецких автоматов MP40, которые нельзя модифицировать на точность, но зато патронов было завались.

Модификации на оружие. Ну хоть тут есть что то хорошее статичное, правда и без серьёзных недоделок не обошлось. За собранные запчасти можно модифицировать оружие, но только по своему скупердяйству я начал экономить детали. Начало игры то, мало ли где пригодится. Есть таки правда бонусы на точность, например у АК можно повесить компенсатор, прицел и сошки. С сошками нигде не полежишь без укрытия (но ладно, тоже штука полезная), ну дульный компенсатор ещё полезный, а на хороший прицел требуется искать линзы, где мне попалась только одна в луте за много часов игры. Дык я её и хранил для снайпера и хорошей снайперки, мда......

-28

Попытался сделать убогий глушитель на старую винтовку К98 и у механика с 86% навыка механики случился провал создать убогий глушитель, Карл!!! Тут грамотней было бы сделать просто необходимость такого то процентного навыка (мол глушителю нужен 50% навык механики), чтобы создать что то без риска провала, ВСЁ, Карл!!! Так что разработчики игры тоже что то тут перемудрили и опять придётся такие вещи делать через сэйв-лоад, а то деталек тут тоже не шибко насыпают, а тратить их впустую нет смысла. И на этом минусы не заканчиваются, а появляются новые, потому что обвесы снимать нельзя, а модифицированное оружие за детальки разбирается за ту же цену, что и обычное без обвесов (иногда может только выпасть ценный компонент типа линз или чипов).

Но тут тоже есть и интересные вещи, и оформлено вроде бы это всё дело хорошо. Уже неплохо что хоть обвесы на оружии видны и то ладно, хоть тут разрабы не облапошились. И более того, можно найти неплохие уже модифицированные оружия.

-29

Но опять же почему тут всё сделано настолько непродуманно, я не понимаю. У разработчиков нет какой то жилки на тактические шутеры и общий менеджмент. Я бы и то лучше сделал тут многие элементы. У разработчиков сложился приличный набор странных, усложнённых или недоделанных решений. Тут всё балансирует на грани критичности и частично прощаются некоторые моменты только лишь за счёт других каких то плюсов. Но так конечно всё равно не пойдёт и надо такие вещи срочно исправлять кому то, допиливать, доделывать. Я ждать правда никого не буду, а поставлю честную оценку за релиз.

Идеальный гайд по игре

ГГГ =). Нет, я тут не буду говорить, что вам делать, кого выбирать и как играть. Вот я начал играть конечно не самыми сильными персонажами, но ведь в этом и заключается вкусность приключения, ведь не зря же делали всех этих персонажей, все их характеры и т.п. Мы же мечтатели в играх и тоже хотим реализовывать всякие возможности.

Конечно я почитал какие то гайды на тему "Выберите вот этих наёмников, идите на ту точку, захватите сразу эту точку, прокачайте этого персонажа, сходите туда, там что то подберите, отнесите туда". Я даже ничего не запомнил из этого, но интересно было прочитать возможно про неизвестные механики.

ИИИиии когда я залез в гайды, то например подчеркнул для себя такую полезную информацию. Например Шахты (прииски) нужно захватывать по стелсу, ночью, чтобы во время открытого боя не умирали шахтёры и не падала ваша будущая прибыль. Простите, что?

-30

Откуда я это должен знать и как мне быть с поломанным стелсом? При этом якобы где то и кто то убивает шахтёров в бою, которых даже на данной какой то карте нет. Ну что это за бред сивой кобылы? Почему нет прямой реализации защиты шахтёров? Был бы ещё один интересный визуальный элемент, где визуальность исправила бы эту оплошность разрабов.

Далее в гайдах советуют брать определённых бойцов. Ну понятно, что 90% остальных можно выкинуть на мусорку, вместе со всеми автоматами, потому что снайперы и какие то там ножевики ОКАЗЫВАЕТСЯ могут убивать лучше автоматчиков на средней дистанции. Тем не менее люди сами к этому пришли в своих гайдах. А это означает полностью угроханную механику оружейную в игре. Делаете 6 персонажей в снайперов - ножевиков и ни в коем случае не берите автоматы, ПП, револьверы, дробовики и пистолеты. А вот так вот!

Ещё в гайдах нашли имбу с глушителями. Оказывается можно снайперскими винтовками уничтожать тихо всех врагов на карте, потому что тревога сразу не поднимааааается, окаааазывается, за что игра забыыыыла рассказать, Карл!!! И сосед убитого врага не срааааазу поднимет тревогу, когда его товарищ будет убит со снайперки с глушителем. А вот такая механика как вам?!

Гопники с ножами окружили автоматчиков))))).
Гопники с ножами окружили автоматчиков))))).

Вывод. Если вы захотите собрать разносортную команду с оружием, то удовольствия вы не получите, потому что надо играть по гайдам!!! Надо играть правильно, а не как в первый раз, Карл!!! Фактически это приговор игре, что такие дисбалансы залепливаются какими то другими механиками от разработчиков. Это вроде бы и не читы, не баги, а МЕХААААААНИКИ, правда упоротые, где больше половины надо отбрасывать, чтобы что то получалось ПРАВИЛЬНО, Карл!!! А тех же ножевиков (берсеркеров) я терпеть в играх не могу и тут вообще целая глупость, что можно пачками вырезать врагов, а автоматы любые, это вообще попросту хлам получается, да и дробовики - хлам оказывается. Это где вы такое видели вообще? А я ещё и подумал, как люди будут играть на харде. А вот так вот, снайперами и берсерками какими то всё убивается, а вот дробовики и автоматы, это уже не то, не для прохождения игры. И ещё надо знать, куда соваться или не соваться на открытой карте. Нельзя просто так ходить по карте, куда захочется, табу, так разрабы не разрешали!!! А то вон как на скрине выше встрянете и всё.

Оптимизация и ошибки.

Отвратительная. Уже если такие стратежки столько жрут ресурсов, то я даже не знаю, что будет дальше, товарищи. Пришлось перелопатить настройки под потребности своего компа, НО даже Divinity 2 столько не требовала на обширных картах, а выглядела она на порядок лучше, чем JA3.

Если бы это был шутер, то я бы 30 ФПС тут не простил. Но да, ставите 30 ФПС и игра как то перестаёт подвисать вместе со звуком.

Итоги по игре

Сами видите, что я в игре пробовал всё, И у чего уже просто не было шанса, то критиковал заслуженно. Хотя игра выглядит действительно симпатично, чем то вот затягивает в неё. Где то сюжет второстепенный интересно слушать, где то музыка играет достаточно колоритная, да и карты то красивые в целом. Многое выглядит вкусно, интересно, но и минусов хватает, прям вот ХВАТАЕТ, да ещё и в механиках тактики жанра TBS. Тут нельзя погрузиться в геймплей сразу настолько, чтобы начать получать 100% удовольствия, потому что с поломанными игровыми балансами тут удовольствия 70%, да и те выглядят на 40% на среднем и трудном уровне сложности. НО я до безумия люблю такую атмосферу, люблю ковыряние в огнестрельном оружии в играх, люблю такие подобные тактики и всё таки хочется игре дать какой то шанс, но игра не хочет давать себе шанса. В любом случае я всегда делаю честные обзоры без предвзятостей. Как бы кошки на душе не скреблись, а игра получит по честному. Ну и поехали, уникальности в игре нет, а значит игра должна отработать свои 9 из 10. Продолжаем вычитать.

-32

За вхождение в игру и освоение механик и балансов просто жирный такой минус игре, так делать ни в коем случае нельзя. Игра должна научить в себя играть, завлечь вкусностями далее, хотя с последним у неё дела получше обстоят. Но к сожалению вынужден поставить минус 05 балла. Слишком взбаламученное начало получилось и в итоге про кое какие механики я вообще узнал поздно. Тут очень бы хорошо смотрелся тренировочный лагерь какой нибудь, чтобы можно было побегать, потыкать что то с нормальным обучением. Смотрелось бы это для начала офигенно, ноооо увы....

Про балансы и всякие другие недочёты я уже рассказал выше в обзоре. Ну до доведения ума, игру надобно ещё латать и латать, и латать, и латать, и латать..... К сожалению тут разработчик тоже скорее всего как всегда не будет заниматься перелопачиванием и стабилизацией основных механик. Поэтому ставим оценочку тому, что есть. Сразу отмечу, что поставьте игру на самый лёгкий и включите мягкий экономический режим, иначе закопаетесь на старте надолго в непонятном и давящем на игрока балансе. Игра вам не даст самим в ней разобраться, а ошибок к тому времени наделаете много. Ну и конечно же обучения в игре почти нет по важным нюансам. Берём значит три сложности, далее 2 балла и получаем минус 1.4 балла за две сложности и хоть на одной более менее можно ещё играть в это, но не всегда и не везде, поэтому тут пополам поделим ещё одну сложность, бла бла бла бла, это отнять, это прибавить и получим минус 1.8 за основную механику игры.

Нельзя этих наёмников брать и давать им автоматы. Вот такая игра.
Нельзя этих наёмников брать и давать им автоматы. Вот такая игра.

Стелс. Думали разработчики думали и в итоге ничего не придумали, оставили альфа версию стелса. Вот это уже не просто недоделка, а халтура. Т.е. из жанра можно вычёркивать поджанр стелса, он попросту не работает. Тут что ставить? За такую недоработку ещё минус 0.5 балла, потому что задумка была интересная и могла изменить многое на поле боя, но к сожалению не доработали даже до чего то сносного. По поводу тех же глушителей я уже описывал выше эти кривые механики. Они конечно и без того запоротые получились, но уж если делать по нормальному, то сделайте синхронные выстрелы 100% и тактическую паузу, а не вот этот вот бред, который есть в игре сейчас.

-34

Оптимизация. Игра конечно красивая, но что то пыхтит моя бедная 1050Ti прям жалко её. При этом я ещё раз повторюсь, что детализация и всякие другие вещи выглядят гораздо хуже, чем в той же Divinity 2. Так что ещё минус 0.5 балла за оптимизацию, в совокупности с багами и ошибками, коих хоть не так много уже. И уже, УЖЕ у игры получилось 5.7 баллов!!! А до конца игры ещё далеко.

Лут, менеджмент и оружие. Всё это взаимосвязано. Тут столько минусов по мелочи набралось, что не знаю с чего начать и чем закончить. Но в обзоре всё есть читайте, а я пока что ещё отниму 0.5 балла за эти важные вещи. Играться то в это можно и даже получите какое то удовольствие, но некоторые вещи тут далеки даже от нормальной реализации в жанре пошаговой стратегии. Хотя я до сих пор не пойму, разрабы людей что ли с улицы подобрали? Вопрос риторический. В итоге уже 5.2.

Карл ставит 5.2 балла (снайпера) игре. Я даже дальше разбирать это всё не хочу. Хочется удалить игру вообще. Да что ж такое, у нас игроиндустрия разучилась делать тактики.

-35

Я хотел конечно рассказать ещё про музыку и сюжет немного, потому что это хоть какие то приятные статичные вещи в игре, но увы, слишком запоротый геймплей не даёт мне насладиться этими вещами. Может я ещё раз начну заново игру, но это уже будет не для обзора. Первое впечатление, оно всегда самое важное и верное. К сожалению в JA3 невозможно играть без понимания механик на старте, а многие механики тут вообще ещё и сильно разочаровывают своей нелогичностью. Так что у нас в 2023 году появилась ещё одна игра, которую можно выкинуть в мусорное ведро. Жаль.....

Дополнения к обзору (без оценки, второе прохождение).

Так как я взялся перепроходить на другой сложности, то думаю стоит делать некоторые заметки в дополнении к обзору по игре. На оценку это уже не повлияет, да и опять же занижать игре уже попросту некуда, но кое что уточнить ещё придётся.

-36

1. +- Совсем забыл рассказать про погоду. Тут есть дождь, жара, туман и всё это влияет на меткость. Иногда работает это странно, т.е. туман каким то образом снижает урон. Но в целом идея интересная.

2. - Даже на низкой сложности враги могут задавить числом, превосходством раза так в два, в три. Собственно о чём я и говорил, балансы тут крайне странные.

3. +- Нельзя забираться в кузов грузовой бортовой машины. Это выглядит странно, потому что на на крышу любой трущобы забраться можно.

4. +- Есть такая команда, как выстрелить три раза с перебежками. Выглядит круто, но распространяется это только лишь на ПП (пистолеты-пулемёты). Такая команда бы неплохо оправдала автоматы (например два выстрела за перебежку). В итоге меняйте все пистолеты и револьверы на ПП при возможности.

5. +- Да, снайперы тут имба, очень сильный персонаж с ваншотом (при раскаченной меткости). Думаю например для комфортной игры хватит двух снайперов в отряде из 6 человек. Но опять же снайперы делают почти всю работу, когда автоматчики с трудом расковыривают хоть кого то.

6. +-Всё таки модифицировать оружие тут приятно и новые виды попадаются.

-37

В городах есть торговцы, которые бывает что то продают, но так скажем режим торговли такой себе, просто визуальный стол и на столе что то лежит за столько то денег, такое. А ещё не нравится, что иконки в инвентаре без модификаций отображаются.

7. - Громилы с ножами, это что то чересчур имбовое у противника. Они с большого расстояния забегают в тыл и наносят огромный урон, чуть ли не ваншот. Хорошо, если у них много ХП, то логично предположить, что на них надета тяжёлая броня и передвигаться они должны медленно. Остановить их можно, но тут просто всех с отряда надо кидать на эту цель или снимать снайперами быстрее (хотя такие враги не ваншотятся без крита пока что)

8. ++ Что я не учёл, так это менеджмент карты. Порты являются важной точкой подкреплений. Т.е. если мы захватываем порт и укрепляем его за счёт повстанцев, то его надобно будет сначала отбить врагу, а потом враг уже сможет перемещаться через него куда то. Это интересная механика, о которой я не сразу подумал, так что в стратегической части тут есть над чем поразмышлять.

-38

А есть ещё больницы и мастерские, где можно полечиться за деньги или создать боеприпасы и другие расходники. Это интересно.

9. -- Очень много механик и элементов закопано непонятно где. Я разобрался со складами. Да, на каждом квадрате, это склад, т.е. можете там оставлять вещи. Если на глобальной карте нажать на ПКМ на любом квадрате, то можно выбрать этот склад. Так же не говорится и про то, что нельзя создавать ополчение на всех квадратах, т.е. не все порты можно защитить таким образом. Ещё не везде указывается точное количество врагов на квадрате. Не хватает обучения по активным навыкам.

-39

10. -- С медикаментами тоже не особо стало понятно далее. Они у вас когда нибудь закончатся. Механика сложная. Например на любой карте вам будут попадаться лечебные травы. Они перерабатываются в общий ресурс специальных медикаментов, которые вам позволят лечиться через операции на глобальной карте. Но есть отдельные медикаменты, которыми вы лечитесь на поле боя. В итоге тяжёлые ранения когда нибудь вы просто не сможете лечить и придётся лечиться за деньги.

11. -- С приисками (шахтами), которые приносят прибыль, тоже не всё просто. Они когда нибудь истощаются. Поэтому нужно организовывать нападения на грузы с алмазами. Чем больше заберёте, тем лучше. Это всё игра тоже не старается объяснить сразу, а просто когда нибудь поставит вас перед фактом. Причём остаётся вопрос, где брать деньги потом? Шахты то другие есть, но они тоже будут истощаться. Короче странно всё это сделано, игра на скорость, ну такое....

Некоторые выводы из вышеперечисленного.

Ну ведь тут много отличных элементов есть, как в бою, так и по стратегии на глобальной карте. Но игра очень вяло это всё объясняет, а многое находится чуть ли не методом тыка.

Например те же цифры экономики (расход и доход) отображены непонятно как, где не видно, что и куда тратится в день, в месяц и т.п.). Т.е. надо самому примерно догадаться, что расходы на наёмников идут в день, а всё что вы тратите на вещи и на операции, идёт отдельно в другие расходы в уме так скажем.

Конечно не мудрено, что если человек пойдёт играть на средней сложности, он просто утонет в тонне непонятных элементов. Тут стоит всегда ставить мягкую экономическую модель в настройках, а иначе просто с начала игры погрязнете в расходах.

Игре необходим внутриигровой хороший гайд, а не тот, который там есть. И худо бедно игрок тогда разберётся может быть во всех премудростях геймплея. Но чем выше сложность с низкой, тем больше игра будет жрать игрока незнакомыми элементами, постоянно ставя палки в колёса. И конечно когда пришло много игроков в игру, они просто уничтожили игру на непонимание того, что происходит. Поделом разработчикам за такое отношение за первое вхождение в игру.

С другой стороны тактические проблемы пошагового боя никуда не делись и их надо править и править, повторяю это в сотый раз. Тут огромный дисбаланс с врагами и оружием.

Моды, моды, моды.....

Наверно возьмусь перепроходить игру третий раз с модами, ну потому что невозможно играть в ванильную игру с такими огрехами и балансами. А уже два мода есть хороших.

-40
  • Во первых мод на тонну лута, ExpectedDrop, суть которого такова, что в конце боя выпадает много всяких вещей. А ванильный баланс был таков, что например с 15 врагов падает только пачка патронов. Нет, нет, нет, с 15 врагов должно падать 15 бронек, 15 единиц оружия, 15 касок и тонна расходников.
  • Во вторых поставил мод на НЕ падающую прибыль в шахтах. Мод называется EVERMINE (mines never run out). Очень опечален ванильной версией, что она об этом предупреждает тогда, когда время шахты подходит к концу. А это, извините, много часов игры.

Так что потихонечку люди начали исправлять игру сами, а разработчики на это забили, извините, положили болт. ОК, не зря я поставил низкую оценку. Зато представьте, что теперь можно играть спокойно на средней сложности, одев персонажей ну наверно в самом начале игры.

  • И пожалуй поставлю себе мод на процентный показатель попадания ShowChanceToHit. Не сказал бы, что шибко в нём нуждался, но тем не менее на циферки лучше смотреть, чем гадать, сколько и чего, куда я там попаду. А ещё этот мод добавляет нормальную шкалу жизни врагам, вместо названий ранений.

Карл, три мода, три!!! И уже игра выглядит куда лучше.

  • А я ещё высмотрел мод на правильные расходники, чтобы они были в общем хранилище команды, Crafting items to Squad bag. Мелочь, а приятно и самое главное это логично.
  • Ну и конечно же самый важный мод, это сексуальные наёмницы =). Просто переделка некоторых наёмниц на более красивые визуалки. Хотя там даже 3D модель поменяли.
-41

Надеюсь в дальнейшем сделают больше интересных модов и исправят игру уже сами игроки. В любом случае дело пошло. =). А я пошёл перепроходить это всё с модами.

PS

Да, опять у нас на обзоре новая игра, к которой опять море объективных претензий. Я надеялся на эту игру, прям ждал с какой то верой в лучшее, что ну наконец то поиграю во что то хорошее, а нннннет, опять халтурка, да ещё и за 1500 рублей. Она как бы и не совсем плохая, а вроде и не совсем хорошая, т.е. много раздражающих элементов присутствует, а вот менеджмент карты выглядит любопытно например. Много тут и минусов, и плюсов, но в целом поиграть в это можно.

И на этом всем доброго и удачи =).