Найти тему
Шагомерка

Этого я совсем не ожидала, когда сбежала на Соловки в 15 лет. 2 серия

Это НЕ Соловки. Фотографировать тогда я не могла. Использую свои снимки других мест для иллюстрации атмосферы. Чайки, туман, причал
Это НЕ Соловки. Фотографировать тогда я не могла. Использую свои снимки других мест для иллюстрации атмосферы. Чайки, туман, причал

По всем законам для убегающих из дома детей меня должны были ограбить, обидеть, продать в рабство и убить, к чему я и готовилась.

Наш катерок никак не мог пристать к берегу, потому что причал был прочно занят фигуристыми дамами в чёрно-белом. Помощнику капитана пришлось спешно сойти и попросить их освободить пространство.

Помахивая хвостами и добродушно мыча, симпатичные коровки с достоинством удалились. Опережая сонных пассажиров, я выгрузилась на берег и сразу чуть не упала.

Окоченевшие и застывшие за несколько часов по форме Белого моря ноги плохо слушались. Отставшая от своих бурёнка с сочувствием покачала головой и дыхнула мне в лицо теплом.

Зелёная трава и припекающее солнце не давали поверить в близость полярного круга, которая так хорошо ощущалась совсем недавно в пронизывающем облачном киселе Белого моря.

Это история о том, как и почему домашняя девчонка с косичками и пятёрками в дневнике сбежала на Соловки в 15 лет. Я точно знаю, что история невыдуманная, ведь это была я. С чего всё началось можно прочитать по ссылке:

Вместе с ногами оттаивала и голова, а в ней и рой зудящих проблем. Где жить? Освежающий переход по морю начисто выветрил все мысли о палатке. Связи тогда на Соловках было очень мало, но моя мама умеет дозваниваться куда угодно. Прерываясь, её голос направил меня в гостиницу для паломников.

Оставалось только найти нужный дом. Напоминаю, в бородатом году еще не было Алисы или удобных офлайн-карт. Хорошо видны и внятны были лишь стены монастыря и коровы.

Тихвинский Богородичный Успенский Мужской Монастырь. Поездка в Тихвин
Тихвинский Богородичный Успенский Мужской Монастырь. Поездка в Тихвин

Скрюченная от пережитого холода и страхов, вжавшаяся в рюкзак, я брела вдоль древних суровых стен, вглядываясь в остров. На моём пути возникла миловидная девушка. И тут меня ждало первое и самое важное открытие на острове.

Очень хмуро, с московской электричкой, отпечатавшейся на лице, я решилась спросить дорогу у незнакомки. Каково же было мое удивление, когда девушка просияла теплейшей улыбкой, топящей айсберги моего окоченевшего сердца, и кинулась объяснять мне дорогу и вообще все, что могло и не могло понадобиться.

Это было очень непривычно. После серого города и ночи бабушкиных слез я ожидала только плохого. По всем законам для убегающих из дома детей меня должны были ограбить, обидеть, продать в рабство и убить, к чему я и готовилась. Не ждала совсем я только доброты.

Александро-Свирский монастырь. Путешествие по Ленинградской области. Деревня Старая Слобода
Александро-Свирский монастырь. Путешествие по Ленинградской области. Деревня Старая Слобода

Сразу стало тепло у Полярного круга. Я распахнула куртку и душу и отправилась навстречу приключениям. Впрочем, это было только начало..

В гостинице для паломников добродушный дядюшка сообщил, что койка в 8-местном номере стоит 500 рублей денег в день, и поинтересовался, понимаю ли я, что такое эти самые деньги. С достоинством сообщила, что готова оплатить свое проживание вперёд.

Деревянная светлица с уютными двухъярусными кроватками пахла едой. Этот аромат я помню до сих пор, хоть и не могу точно сказать, из чего он состоял. Теперь у меня был Дом. В комнате было занято всего одно место, и я поселилась на нижней полке у окошка.

Александро-Свирский монастырь. В Ленинградской области ночи не очень белые
Александро-Свирский монастырь. В Ленинградской области ночи не очень белые

Конечно, уже через несколько часов я поняла, почему такое уютное гнёздышко с прекрасным видом на море пустовало. Этой ночью не стемнело. Не стемнело вообще никогда за 10 дней моего пребывания на Соловецком архипелаге.

В Белом море настоящие белые ночи, и летом Солнце не заходит.

А ещё довольно скоро я познакомилась с единственной соседкой. Это была худая, даже измождённая женщина, которая жила здесь с сыном-подростком. Он ночевал в недоступной мужской комнате. Вдвоём они не просто путешествовали, как я. И мама, и сын были трудниками. Мальчик встречал гостей у стойки дома паломников, а женщина работала на кухне.

Прежде чем я догадалась, что это одно из самых тяжёлых послушаний, успела, конечно, ляпнуть глупость. Сказала ей, что тоже хотела бы трудиться здесь на Соловках, а не праздно болтаться туристкой. Тогда она ТАК на меня посмотрела, что я резко стала молчуньей на ближайшие пару недель.

Парнишка же не был очень занят. Сидел пару часов за пустой стойкой, потом убегал по своим мальчишеским делам. Уже скоро я узнаю о них подробнее..

Онежское озеро, Карелия. Белые ночи здесь уже белее
Онежское озеро, Карелия. Белые ночи здесь уже белее

Его же мама падала без сил, приходя с дежурств, и часами лежала без движения, скрестив тонкие кисти рук на веках. Иногда подолгу пила чай и разговаривала о чём-то с добродушным дядюшкой.

Первое время было невозможно спать по ночам, ведь они ничем не отличались от дней. Здесь вам не беловатые питерские ночки.. А ещё почему-то я совсем не ела. Деньги у меня были, это точно. Не было, правда, где их потратить.

На всём острове был один крошечный магазинчик, довольно далеко от Дома. Ассортимент состоял преимущественно из слёз смотрящего. Пустые полки и длинная очередь за хлебом с молоком каждое утро. Иногда то ли вертолётом, то ли кораблём запасы слегка пополняли. Не настолько, чтобы заполнить пустоту.

Раз в день я отправлялась в поход, чтобы купить ромовую бабу - 1 шт. и бутылочку кефира. Это и составляло весь мой суточный рацион. В первый же вечер в Доме добродушный дядюшка велел моей соседке меня накормить. Передо мной поставили целый поднос с первым, вторым и третьим. Пища была простая, монастырская, но очень вкусная. Местная рыба, конечно, картошка, ягоды.

Хакасия. Наше путешествие в степи в 2021 году
Хакасия. Наше путешествие в степи в 2021 году

Дядюшка делал так ещё несколько раз, наотрез отказываясь принимать какие-либо деньги, но я не могла злоупотреблять их добротой. Старалась отработать, как могла, а позже избегала подобных ситуаций и молитвенно твердила, что не голодна.

Да и разве до еды мне было! Я обрела Дом, а ещё сразу же раздобыла книги. Каждую ночь читала "Неугасимую лампаду" Ширяева.

О Соловках и ГУЛАГе написано много. Но эта книга особенная. Автор сосредоточился на свете, который теплился в людях среди окружавшего их кошмара. Оттого, наверное, и благодаришь каждую страничку слезами.

Не знаю, что вы сейчас думаете обо мне. Но наверняка уже решили, что 15-летняя девчонка просто не понимала, где находится.

Здесь я лет на 5 старше, но суть та же 😅
Здесь я лет на 5 старше, но суть та же 😅

Я понимала очень хорошо. Чувствовала, что каждый камешек под ногами пропитан кровью. Боль Соловков впитывала распахнутой душой каждую ночь, когда читала, и каждый день, когда изучала острова.

Первым откровением стала доброта. От улыбки той случайной прохожей до дядюшки из Дома и других соловецких жителей, с которыми скоро вас познакомлю. С тех пор я знаю, что самый теплый остров на Земле находится в 200 километрах от полярного круга.

Но впереди меня ждали другие открытия, которых и вы совсем не ожидаете.

Не переключайтесь! 😉

11 лет назад девочке требовалось очень много мужества, чтобы идти таким Путём. Но гораздо тяжелее сегодня мне отправляться в то время и бродить забытыми тропами. Спасибо от души, что путешествуете со мной и не даёте опустить лапки ❤️