Найти в Дзене
Капитан A320

Плюс самолет, минус самолет...

- Негодяй! ... Подлец! ... Паршивец! ... Как ты мог? ... Это возмутительно!

Это наш начальник аэроклуба Михалыч орёт. У нас тут внеплановое собрание лётного состава... И как вдохновенно орёт - прям заслушаешься! И это я еще все непечатные слова пропустил. А на кого он орёт? А на меня. А я... ну, слушаю, конечно. Так, фоном. Я руки грею о печку. Хорошая печка тут, в штабном домике...

- Это уголовшина! ... Скотина! ... Это угон самолета! Тюрьма по тебе плачет! Уууу, негодяй! И еще и ребенка чуть не убил!

Фото: Максим Штурм http://vk.com/sturmufa
Фото: Максим Штурм http://vk.com/sturmufa

- Михалыч, Михалыч! Ну остынь. Чего ты так разошелся? - это Михалыча пытается успокоить его собственный зам Борисыч. Бесполезно...

- Зачем ты ее с собой взял, балбес? Ууу, вредитель! Смерти моей желаешь? До инфаркта хотел довести? 

Ооо, хорошо! Отогреваются руки. А вы попробуйте без перчаток на морозе самолет зачехлить и пришвартовать... А "ребенок" - это он про парашютистку Леночку. Впрочем, "ребенок" она весьма относительный. Она, конечно, помладше меня, но ненамного. На две недели всего...

- Все! Отстранен от полетов! На месяц! Нет, на два месяца! И от прыжков тоже! Нет, все-таки на три месяца! Будешь Васе помогать (Вася это наш старший техник, если кто не знает)! И не вздумай сбежать! Тебя ни в один аэроклуб не возьмут больше! Уж будь уверен! Угонщик!

Ой, беда... Руки отогрелись - это хорошо. Но вот это отстранение... лишнее оно. Ну вот что ты будешь делать с таким начальником? И чего он на меня взъелся - не понимаю.

А началось все утром. И началось все с погоды - мела пурга. Хорошая такая, качественная, с видимостью метров 50, не больше. И вот пробираюсь я сквозь эту пургу мимо штабного домика к парашютке, а Михалыч стоит на крыльце и курит:

- Эй, стой там - иди сюда! Ты куда собрался?

- Да сейчас найду техников и Вильгу свою отгоняю ("свою" - это не свою собственную, это 232-ю, на которой я летаю обычно). А потом порулить попробую. Мы же вчера поздно закончили, не успели ничего.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

- Добро. И это самое - порули по полосе заодно. Глянь, что там намело, надо укатывать - не надо?

- Хорошо, Михалыч, все сделаю.

И я пошел дальше - искать техников. Нашел я их, как и следовало ожидать, в парашютке - они помогали перестраивать стеллажи. Ну а что еще делать в такую погоду? И вот, вытащив из этой толпы Женю-техника, я укутался поплотнее в овчинную лётную куртку, натянул поглубже ушанку и собрался сквозь пургу к самолету.

- Стойте! Меня подождите! - раздался за спиной женский голос. Это парашютистка Леночка торопливо переобувается в валенки явно с целью идти с нами. Не жалко, подождем.

- Ну что там баба-Яга? Сильно дерет? - спросила Леночка по дороге. Все ясно, вот за этим она и пошла... Дело в том, что Леночка моя институтская одногруппница, а баба-Яга - вредная преподша. А сейчас как раз сессия, первую половину которой Леночка проболела. Вот так она и попала в кабину - под разговоры об учебе.

Фото честно стырено у Ильи Кудряшова
Фото честно стырено у Ильи Кудряшова

А у самолета нас ждал сам старший техник Василий, присматривающий за нашим драконом МП-70 (специальная печь для прогрева двигателей). Вчетвером мы быстро оттащили печку, расчехлили самолет (оставили только чехол на ПВД*, ибо летать мы не собирались), провернули винт, после чего мы с Леночкой залезли в кабину и запустились. Вчера до поздней ночи мы с Женькой делали регламент - меняли масло, свечи, фильтра, продували и промывали все что дуется и моется. И еще - установили самолет на лыжное шасси. Вот поэтому сегодня и понадобилась гонка двигателя и покатушки по ВПП - хотелось результаты наших трудов проверить заранее. А то мало ли... Гонку двигателя описывать смысла нет. А дальше я дал знак техникам вытаскивать колодки. Вытащили. Хорошо, теперь добавляем газу... Ооо, покатились. Правильно, не с чего лыжам примерзать, во-первых, они были холодные, а во-вторых, мы с Женей положили под них пленку. А теперь главное - не убирая режима, обжимаю тормозные гашетки на педалях. Сейчас из лыж должны выдвинуться стальные гребенки и остановить самолет. Ну? Да, остановились. Добавляю режим - держат! Ну ладно, тогда делаю Жене, стоящему у левого борта, знак - "Разрешите руление?" Он выпрямляет согнутую в локте левую руку - "Рулите!" Руление по стоянке далось нам легко - конечно, не очень видно из-за этой пурги куда ехать, но зато тут меньше надуло снега. А вот когда мы добрались до полосы... Ее, примерно под прямым углом, пересекали снежные надувы, высотой сантиметров по 10-15. Причем - достаточно плотные, при попадании в них лыж самолет ощутимо клевал носом. Как бы не встать на этот самый нос... Наконец я приспособился - надо добавить режима, взять ручку полностью на себя и рулить побыстрее, тогда самолет легко прошивает эти наносы. Насколько побыстрее? Не знаю. Может 40 километров в час, а может и 60 - точно неизвестно, так как с чехлом на ПВД указатель скорости не работает вообще. Впрочем - а какая разница? Ясно одно - так летать нельзя, полосу придется укатывать. Вот сейчас дорулим до торца, развернемся и поедем докладывать Михалычу. А пока мы продолжали разговор об институтских делах:

- А вот Кащей, тот наоборот какой-то добрый, если ты ему курсач сдал - тройбан в кармане. А если еще и... МААААТЬ! МЛЯЯЯЯ!

Это я увидел ЕГО! Это был царский надув. Как и остальные, он пересекал полосу под прямым углом, вот только он был раза в 3-4 побольше. Полметра минимум в высоту. Как я его заметил в этой снежной пыли - сам не знаю. Но... Надо что-то делать. Если мы в него въедем - встанем на нос без вариантов. Затормозить не успеем, точно воткнемся. Остается одно... Сую взлетный режим, добираю последние миллиметры хода ручки - вся надежда на сильный почти встречный ветер и то, что у нас уже есть скорость - должны мы перепрыгнуть эту пакость... БАМ! Самолет, едва успевший оторваться от снега, ударил в этот надув подошвами лыж. От удара нас подкинуло метров на 5-6 и... яркое солнце залило кабину. А заодно появилась видимость - воон они, елки у торца полосы. Сесть до торца мы точно не успеем... Ладно, раз метёт только у земли, а у нас тут отлично все видно - нам ничто не мешает выполнить полет по кругу и спокойно сесть.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Отсутствие показаний барометрических приборов (скорость, высота)? Переживем. Самолет нам насквозь знаком, достаточно режимов двигателя. Есть правда одна беда - отсутствие топлива. Топливомеры на Вильге устроены так, что на земле они всегда показывают полные баки. А вот в воздухе... Но, повторяю, никуда лететь мы не собирались! Спустя пять минут, не испытав ни малейших проблем, мы сели. Зарулили. А на стоянке нас уже ждал недовольный Михалыч. Увидев чехол на ПВД он рассвирипел окончательно:

- Жду всех в штабе!

После чего развернулся и ушел.

Дальше вы уже знаете... Естественно, никаких оправданий он слушать не стал. Вообще! Ну, если человек решил для себя, что я полетел катать девушку, то как его переубедить? Никак... А вот когда Михалыч наорался и распустил летный состав, за мной скользнул Борисыч:

- Ты это, только ничего не делай сгоряча. Мы (остальные пилоты) все всё понимаем - ты лучшее решение выбрал. А Михалыча ты же знаешь... Через неделю он отойдет, ему самому еще и стыдно будет...

- Да знаю, Борисыч. Не переживай за меня.

Фото: Максим Штурм http://vk.com/sturmufa
Фото: Максим Штурм http://vk.com/sturmufa

Впрочем, оказалось, что Борисыч ошибся. И стыдно Михалычу стало уже через несколько часов. Когда ветер стих и видимость стала нормальной, он повез спортсменов-парашютистов на Ан-2. И, руля в торец полосы, (которую никто не укатывал, так как Михалыч объявил эти надувы "густопсовой чушью"), впилился в тот самый (со следами Вильгиных лыж) снежный надув. На маленькой скорости... Как его можно было не заметить? Любимый Михалычев Ан-2 медленно встал на нос. 

- Минус винт, минус двигатель! - прокомментировал это Василий.

- Да, молодец Михалыч. Самолета не пожалел (полного народу), но доказал мне, что я был неправ. Уважаю! - не сдержался я.

- Солнце било мне прямо в глаза (Хозяйка, пули свистели над головой!)! Его невозможно было заметить! И вообще - откуда он там взялся? - оправдывался чуть позже Михалыч. А все остальные... Боялись смотреть ему в глаза - Михалыч и в самом деле ухитрился искренне поверить, что эту историю, про снежный надув поперек полосы, я придумал с целью оправдаться за самовольный полет... Отстранение сняли через неделю.

* ПВД - приемник воздушного давления. Такая трубка торчащая вперед из крыла. Грубо говоря - это датчик скорости и высоты.

И не забываем, про мой телеграмм, подписываемся! Помимо анонсов статей там много живого общения.

Капитан А320