Поняв, что «Тень Чернобыля» не смогла насытить меня, отправился в «Чистое Небо». Особых воспоминаний, связанных с приквелом, у меня нет, в связи с чем мы просто вспомним добрым словом саму игру, да? Поехали!
Сюжет! Мы снова гоняемся за «Стрелком»
Только уже от лица наёмника с ником «Шрам». И... изначально «Стрелок» нам как бэ и не интересен вовсе. Но во время экскурсии, которую мы ведём, происходит выброс. Все погибли, кроме «Шрама». Ошарашенного наёмника подбирает новая для игры группировка «Чистое Небо» (учёные чувачки, что хотят понять «Зону» и поддерживать в ней баланс. Короче... странные ребята, но безобидные. Почти), с которыми вышеупомянутый наёмник начинает работать. Хлоп! Второй выброс. Все погибли, но не мы.
Лидер группировки вместе с другими учёными чувачками замечает, что запас прочности «Шрама» со временем уменьшается: в какой-то момент нервная система наёмника не выдержит очередного выброса и наш ГГ отъедет. Собственно... этот же лидер связывает участившиеся выбросы (я, вроде, в «Тени» не упоминал. Выброс — это новое природное явление, после которого карта «Зоны» меняется чуть меньше, чем полностью. То есть, некоторые недоступные из-за аномалий места стали вдруг открытыми, а ламповая полянка, на которой молодняк учился бросать болты, стала самым опасным местом без учёта самой ЧАЭС. Тот, кто не успеет спрятаться от выброса в некоем укрытии, скорее всего умрёт) с тем фактом, что некая группа сталкеров таки смогла приблизиться к центру «Зоны». И, т.к. «Зоне» это не нравится, она защищается частыми выбросами. Теория следующая: устраним группу, «Зона» успокоится, а ты, «Шрам», будешь жить. Годится? Годится. Тогда дуй за «Стрелком», наёмник.
Как всё это реализовано с точки зрения игры?
Предлагаю пробежаться тезисно, за основу взяв материалы из моего же обзора «Тени». NPC. В «Небе» появилась фича «Война Группировок». Она была и в «Тени», формально, но сейчас ей решили выделить отдельное место. Суть проста: навреди одним, помоги другим и вступи в ряды тех, кто тебе нравится (если крутиться во всей этой движухе, то придётся периодически отбивать территории на локациях). За это ты получишь ряд плюшек со стороны новых тиммейтов. Отдельно доставляет, что конкретно в «Небе» можно стать друганом для бандитов. «Чики-брики», которые мы заслужили! О, и ещё. В игре появились проводники, что за умеренную плату могут провести из пункта А в пункт Б. Удобно, чего уж тут говорить. Оружие. Добавили немного новых пух. К примеру, теперь мы можем пострелять из пулемёта «РП-74» или даже из двустволки.
Кстати... разблокировалось воспоминание. Во время первого прохождения я до предела улучшил двустволку и пошёл с ней разорять гнездо кровососов на «Свалке». Больше с двустволкой я не ходил. О, точно — улучшения. Теперь мы можем улучшать экипировку! На базах группировок появились народные умельцы, делающие из стоковых шмоток конфетку. За умеренную, скажем так, плату. Причём каждый «Кулибин» способен делать общие улучшения + чинить всё, что принесёте, но далеко не каждый сможет до предела улучшить снайперскую винтовку, например. Или тот же пулемёт. Иными словами, каждый мастер специализируется на чём-то конкретном. Ещё обязательно должен рассказать вам про личную боль.
Но в конце статьи. Деньги. Если раньше можно было пособирать «консервных банок» для Сидоровича и заработать на этом состояние, то сейчас на самом деле ощущаешь ценность денег — их тупо нет, их тупо не хватает. Броня. В связи с тем, что я пробегал почти всю игру без денег, баблинского на покупку новой одежды не нашлось. То есть... да, я почти всю игру прошёл в стоковой куртке новичка (но улучшил, да) и уже ближе к концу какой-то добряк отдал мне сталкерский комбез. Просто песня.
Мутанты. Это забавно, но я как будто вернулся лет на 15 назад и разрабы прочитали мою статью по «Тени». Всё, чего не хватало в первой части, реализовали. Псевдособаки стали грозными противниками и с помощью своих иллюзий на самом деле начали кошмарить. Снорки расплодились и нынче нападают целыми стаями. Кровососы не гнушаются откушать от «Шрама» чуть ли не в чистом поле. Ну а контролёр и псевдогигант вновь остались сюжетными ребятами. Артефакты. Теперь они невидимы для глаза игрока. Обнаружить их всё ещё можно рядом с аномалиями (кстати, разрабы расширили ассортимент), но лишь при помощи специального детектора (улучшить нельзя, можно найти / купить мощнее и точнее).
Еда. Не знаю, норма ли это, но мой «Шрам», в отличие от «Меченого», ни разу не проголодался. Зато еда стала поднимать здоровье (в «Тенях» этого почему-то не было)! Окружение. Новые аномалии, новые локации («Рыжий Лес», «Болота», «Заброшенный Госпиталь», «Лиманск». При этом убрали некоторые из «Тени». «Бар» не нашёл, например). День нынче сменяет ночь и ночь длится тут как-то очень долго — львиную долю времени мы чешем в темноте и под проливным дождём. Вроде бы всё...
Как и «Тень», «Небо» решил перепроходить на нормальной сложности. И знатно удивился, когда игра дала в торец с вертушки! Смотрите сами. Система прицеливания была изменена, а враги стали сильно толще. При этом аптечка (разве что научная, но не уверен) больше не исцеляет кровотечения, а бинты в свою очередь больше не восстанавливают здоровье. Денег, как уже упоминал, нет, так что порой на «норме» была жесть. Памятные моменты. На старте оказался без аптечек, бинтов и денег.
В результате почти умер от кровотечения, но у очередного трупа очень кстати оказался бинт. Далее. Из «Деревни Кровососов» выбегал с девятью патронами к пистолету и... всё. Больше вообще ничего не осталось. Финал проходил с клинившим... ох, это отдельная боль. Я не просто так поместил фразы «Оружие заклинило. Нужна перезарядка» в заголовок статьи. Это — моя личная боль чуть пониже спины. «Госпиталь» и финал я проходил с убитой в ноль бронёй (мастера на пути попадались. Денег не было) и заклинившим в край оружием. Точнее как: к половине стволов кончились патроны, а другая половина, имея среднее состояние, клинила чуть ли не после каждого выстрела. Бывали следующие ситуации: стреляю из «АК» — клинит. Срочно переключаюсь на пистолет — клинит. Беру нож и добиваю.
Мой вердикт следующий: часть очень хорошая. «Тень» лучше, но «Небо», спустя столько лет, вдруг стало нормальным (я не помню, почему мне оно в первый раз не очень зашло). Но... «Чистое Небо» оказалось заметно сложнее «Тени». Как будто, знаете, прошёл реально год и «Зона» заматерела вместе со всем своим наполнением. Благодарю за внимание!