Найти тему
Белорус и Я

Тайна двух саркофагов, или где лежит Сиротка

Мы продолжаем наше путешествие по одной из крупнейших в мире родовых усыпальниц – крипте белорусской жемчужины, Несвижского замка. Сегодня речь пойдёт о тайне захоронения её основателя, Николая Христофора Радзивилла Сиротки

Как и раньше, в путешествии нас будет сопровождать настоящий эксперт, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж» Сергей ЧИСТЯКОВ

Задача с тремя неизвестными (часть первая)

И снова здравствуйте, друзья! В компании с любимым делом время летит незаметно, и вот мы опять встретились с вами на просторах Дзена для того, чтобы проникнуть в очередную тайну крипты князей Радзивиллов в древнем Несвиже.

Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549-1616) создал крипту в Несвиже в начале XVII века. Однако в каком из более чем 70 саркофагов покоятся его останки сегодня является загадкой.
Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549-1616) создал крипту в Несвиже в начале XVII века. Однако в каком из более чем 70 саркофагов покоятся его останки сегодня является загадкой.

Всегда и во всём есть один, самый главный вопрос, и наш случай не исключение. Как же получилось, что место захоронения основателя крипты до сих пор вызывает споры? Рассказали мы об этом в первой нашей публикации, а сегодня пришло время разобрать вопрос подробно.

Идентификационные плиты мастера Андрея Залесского 1749.
Идентификационные плиты мастера Андрея Залесского 1749.

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать предысторию. Когда ансамбль усыпальницы полностью сформировался в середине XVIII века, по инициативе IX ордината несвижского Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки резчиком Андреем Залесским в 1749 году были выполнены инскрипции на плитах, которые были вмонтированы над изголовьем саркофагов. Понятное дело, что плиты были сделаны лишь для тех саркофагов, которые уже находились в усыпальнице. Именно по ним и было установлено количество захоронений на тот период. Их было 36.

-4

Есть такая плита и с именем Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Она находится в самом начале центральной галереи. Есть под ней и саркофаг, а на саркофаге есть номерная таблица, и таблица с текстом, сообщающим нам о содержимом саркофага. Вы спросите, так что же тут непонятного? Вот тут-то и кроется наша очередная тайна.

Все источники, которые существуют, указывают на саркофаг под №1 как на место захоронения Сиротки. Долгое время этот факт не подвергался сомнению, однако в начале двухтысячных годов произошёл случай, который посеял первые ростки сомнений.

Однажды ваш покорный слуга должен был давать интервью в крипте. Когда установили софиты, и свет стал падать с непривычного ракурса, на одном из саркофагов под слоем краски стали видны буквы текста. Я буквально не мог дождаться конца съёмок, чтобы осмотреть необычную находку и выяснить, что же мне удалось обнаружить.

Те самые съёмки в крипте.
Те самые съёмки в крипте.

И вот я остался один, направился к саркофагу, уняв дрожь в коленях, присел перед ним, и стал внимательно вглядываться в торцевую панель старинной дубовой крышки, на которой постепенно стали проявляться осмысленные очертания букв, а буквы в итоге слились в надпись. Какое-то время я не мог поверить собственным глазам, и раз за разом вчитывался в слабо различимый рельефный текст на польском языке. Он гласил: «Mikolay Kszysztof Kze Radziwill Marszalek Wielki W. K. Litt. I Ordynat Nieswieski † 1616», что можно перевести и расшифровать следующим образом: «Николай Христофор князь Радзивилл Маршалок Великий Великого Княжества Литовского. I ординат Несвижский † 1616».

Текст под краской на саркофаге №72
Текст под краской на саркофаге №72

В голове крутилось множество вопросов! Как эта надпись оказалась на этом саркофаге? Почему она скрыта под краской? И не здесь ли на самом деле похоронен основатель крипты? Когда первый шок прошёл, я принял решение действовать спокойно и последовательно. Саркофаг был осмотрен, но каких-то интересных результатов осмотр не принёс.

Саркофаг №72
Саркофаг №72

И вот в августе 2016 года, во время работы комиссии, у меня появилась возможность изучить содержимое этого таинственного объекта. В первую очередь был проведён сравнительный анализ саркофагов №1 и №72, а так же элементов их декора. Ведь именно эти два саркофага и претендовали поначалу на место упокоения основателя крипты.

Итак, первым 23 августа 2016 года мы приступили к изучению саркофага №1. Именно этот саркофаг всегда считался последним обиталищем Сиротки.

Саркофаг №1
Саркофаг №1

Дубовый саркофаг из тёмных окрашенных досок размером 225х70х45 см. Соединения на углах крышки и основной части саркофага усилены металлическими накладками, для придания большей прочности.

Идентификационная деревянная таблица прямоугольной формы, изготовленная в 1905 году, традиционно закреплена в нижней части крышки саркофага. Таблица содержит инскрипцию на польском языке, исполненную прописным начертанием белой краской в чёрном поле: «S. † P. Mikolay VIII Kszysztof Ksiaze Radziwill Marszalek Wilenski Wgo. Ks. Litt. I Ordynat Nieswiezski. Urodzilsie Roku 1549. Umarl Roku 1616». Следует обратить особое внимание на различия в орфографии, выявленные при сравнении текста с деревянной таблицы, и текста обнаруженного на крышке саркофага №72, где использованы правила написания, присущие более раннему периоду. Какие-либо дополнительные идентификационные элементы на саркофаге №1 не выявлены.

Деревянная идентификационная таблица саркофага №1 с инскрипцией 1905 г.
Деревянная идентификационная таблица саркофага №1 с инскрипцией 1905 г.

Не стоит забывать, что данные источников ХIX столетия о принадлежности саркофага №1 основаны не на результатах научных исследований, и не на документах, а на словах служителей храма, что не может служить неоспоримым доказательством для идентификации захоронения.

Как только крышка саркофага открылась, перед нами предстал внутренний гроб, и надо сказать, что сохранился он довольно неплохо. Дубовый лакированный, с высокой крышкой в форме усечённой пирамиды. Аутентичное крепление частей гроба когда-то было произведено путём использования шпунтового соединения, однако мы обнаружили присутствие и более поздних вмешательств, явно с целью предотвратить дальнейшие разрушения гроба от рассыхания.

Саркофаг и гроб №1.
Саркофаг и гроб №1.

Крышка гроба оказалась не закреплена на нижней части основного объёма гроба и лежала свободно, так же на крышке мы обнаружили ряд повреждений механического характера. Практически на всю длину крышки, по правой продольной грани, пролегала глубокая трещина. Её образование напрямую связано с попыткой дополнительно укрепить рассохшиеся шпунтовые соединения, однако данная процедура была исполнена явно некорректно, что и повлекло за собой столь заметные повреждения.

Трещина на внутреннем гробе из саркофага №1
Трещина на внутреннем гробе из саркофага №1

После снятия крышки, при поверхностном осмотре выяснилось, что внутренний гроб имеет обивку из светлой ткани, крепление которой в некоторых местах незначительно нарушено. В гробу был обнаружен мумифицированный труп, вокруг которого находилось множество фрагментов тканей различной окраски и качества. Голова мумии лежит с поворотом вправо. На подушке красного цвета присутствуют многочисленные следы капель воска. Торс обнажён, руки сложены в традиционном для христианского погребения положении в области живота.

Останки в саркофаге №1
Останки в саркофаге №1

На голове индивида (а утверждать, что это идентифицированное захоронение мы пока не можем) оказалась шапочка из красного бархата с галунным шитьём. Гендерная принадлежность трупа ярко не выражена, и вызывает определённые сомнения. Она просто не может быть определена с достоверной точностью без дополнительных исследований.

Головной убор из саркофага №1.
Головной убор из саркофага №1.

После изъятия тканевых элементов обнаружилось, что труп покоится на фрагментах обивочной ткани, под которой находится слой древесных опилок.

А теперь представьте себя на месте исследователя. Вы начинаете разбирать пелены, а в это время останки поворачивают к вам голову, и смотрят на вас пустыми глазницами! Тут и до инфаркта недалеко! После валерианки и изучения этого феномена выяснилось, что голова отделена от тела, а для придания останкам цельного вида была использована деревянная вставка (длина - 21,7см, диаметр – 1,2см), которая одним концом была вставлена в отверстие верхнего позвонка скелета, а другой в основание черепа. Вследствие механического воздействия, причинённого вероятнее всего в 1953 году, или даже раньше, во время предвоенного наводнения деревянная вставка была сломана, из-за чего голова оказалась вновь отделена от тела.

Деревянная вставка на которой держался череп индивида из саркофага №1.
Деревянная вставка на которой держался череп индивида из саркофага №1.

Исследование останков и черепа антропологами показали, что на момент смерти индивиду из саркофага №1 было более 50 лет, что приблизительно соответствует возрасту смерти Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Вердикт звучит так: сохранность черепа удовлетворительная, наличие зубов – фрагментарное. Волосяной покров на черепе отсутствует. Механические повреждения на черепе не обнаружены.

Тело несёт явные следы безбандажного бальзамирования. Бандажи, как и возможные признаки их наличия в прошлом, отсутствуют. На ногах обнаружены двойные чулки машинной вязки высотой до колен. Технология изготовления трикотажной ткани позволяет датировать данные элементы периодом начала ХХ века.

Фрагменты обивочного шёлка из саркофага №1.
Фрагменты обивочного шёлка из саркофага №1.

Помимо этого мы выявили и некоторые другие патологии: артритные изменения в шейном отделе позвоночника; ненормальный износ зубов (связанный со смещением зубов и в связи с этим изменившимся прикусом); неспецифическое воспаление берцовой кости (симптомы инфекционного заболевания).

Среди предметов сопутствующих захоронению следует отметить: подушку, фрагменты малиновой шёлковой обивки, покрывало из чёрной тонкой шерсти, а так же сорочку с кружевными манжетами, и головной убор. Фрагменты обивочной ткани, вероятно, сохранились с XVIII века, когда во времена IX ордината Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки происходила реконструкция усыпальницы. Чёрное тонкое шерстяное покрывало сильно повреждено молью и грызунами. Это прямоугольный кусок фетра (длина 164 см, ширина 78,5 см) с небольшими вырезами. Возраст предмета на момент проведения исследований установлен не был.

Чёрное покрывало из фетра. Саркофаг №1.
Чёрное покрывало из фетра. Саркофаг №1.

Подушка, на которой покоился череп погребённого, изготовлена из мешковины. Поверх неё надет чехол из малинового шёлка. Внутри подушка набита мелким сеном.

Я уже писал о том, что для обследования захоронений члены комиссии 1905 г. использовали свечи, что и стало результатом появления многочисленных следов воска на объектах, относящихся как к захоронению в саркофаге №1, так и в других саркофагах. Наличие капель воска на всём поле наволочки подушки, свидетельствует о том, что во время проведения комиссии 1905 г. останки изымали из саркофага.

Подушка с шёлковой наволочкой и следами капель воска из саркофага №1.
Подушка с шёлковой наволочкой и следами капель воска из саркофага №1.

Особый интерес вызывает льнянaя cорочкa (длина 120 см, обхват груди ~160 см, длина рукава 58,5 см). Сохранность предмета хорошая. К особым деталям стоит отнести заплатки под мышками, а так же кружева кустарной работы. Кружевная лента на манжетах рубашки даже сшита из нескольких фрагментов. В качестве мотивов плетения традиционно использовалась растительная тематика.

Льняная сорочка с кружевными манжетами из саркофага №1.
Льняная сорочка с кружевными манжетами из саркофага №1.

Головной убор из захоронения №1 прекрасный пример ручной работы (диаметр ~ 18 см, высота ~ 12 см). Он выполнен из красного бархата высочайшего качества, на шёлковой подкладке, и расшит золочёной тесьмой. Согласно заключению специалиста по тканям этот предмет является произведением XVII века.

После осмотра внутренний гроб захоронения №1 был очищен от опилок и мусора, в саркофаг помещены останки и предметы, сопутствующие захоронению.

Кружевные манжеты. Саркофаг №1.
Кружевные манжеты. Саркофаг №1.

Из всего вышесказанного можно сделать лишь вывод о том, что большинство предметов в данном захоронении относятся к XVIII столетию. Без проведения дополнительных исследований мумии невозможно однозначно идентифицировать данное захоронение как принадлежащее основателю крипты Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке.

Возвращение останков в саркофаг №1.
Возвращение останков в саркофаг №1.

Предыдущие материалы, об истории крипты Несвижского замка и о его "обитателях":

Продолжение завтра…

-21

Сергей ЧИСТЯКОВ, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж»

Фото автора

© "Белорус и Я", 2023

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы портала на тему История Союзного государства смотрите здесь:

Топ-3