Найти тему
Диванный воин

Куда уходит табор? Снова о советском кино

Совершенно неожиданно понял, что я был слишком мал, юн и глуп, когда вышел на свет художественный фильм «Табор уходит в небо». Именно поэтому я, конечно, может и видел по юности это кино, но целиком и полностью осознанно не смотрел.

Именно поэтому в выходные специально нашел в тырнете и вдумчиво посмотрел.

Сейчас вот делюсь впечатлениями. Что сказать? Если хоть один сегодняшний российский фильм будет через сорок семь лет, почти через полвека так цеплять, то можно будет сказать, что российское кино имело место быть, но я сильно в этом сомневаюсь. И почти уверен, что 90-е, нулевые 21 века и 20 года 22 века будут считать веком забвения в нашем кино.

Но вернемся к табору. Неоднократно приходилось слышать на кинофестивалях стенания режиссеров о том, что нет сценаристов, потому и кина нет. Конечно, в советском кино не мелочились и делали фильмы по советской классики беря за основу социалистических писателей. Например, Максима Горького.

Как говорится, его ранние рассказы Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» были проверены временем и отлично легли на кинематографический язык.

Немного эротики

Конечно, сегодня на экране уже никого не удивишь откровенными пастельными сценами, и те удивительные этот фильм, который представляет собой, сплошную эротическую энергию, которая выплескивается через цыганские песни, танцы, поступки, взгляды. Два конца и два начала: мужское и женское – которое могут подарить жизнь или смерть. Эмоции, эмоции, эмоции. Деньги и нищета, дорога и город, все сплетается в фильме в такой клубок жизни и смерти, что полтора часа (96 минут) пролетают незаметно.

-2

А эпизод с раздеванием Рады у реки, которая своим видом соблазняет Зобара Лойко и заставляет отречься от вольной жизни, по своей энергии будет потяжелее «Фауста» Гете, и возбуждает круче чем любой порнофильм.

Вот раньше было такое понятие как «кинокартина» и фильм «Табор уходит в небо» именно картина. Когда его рисовали, его создавали. Набрасывая на экран яркие краски. В фильме нет каких-то проходных фигур. Каждый персонаж своим внешним видом, своим поведением, своими словами как будто живет, и можно реально представить каким он был маленьким и каким будет за кадром.

Мудрости у костра

-3

Сегодня часто ругают фильмы за диалоги, а «Табор…» можно просто разбирать на цитаты, они будто высечены в камне:

Скажи мне, Чудра, кто больше знает, дурак или мудрец?

- Дурак. Мудрец во всем сомневается.

- Хорошо быть дураком, Чудра.

- Много мудрости - много печали.

Или вот это:
Что я должен знать, если больше не увидимся?

Не люби деньги, обманут.

Не люби женщин, обманут.

Из всех вин самое пьянящее — это воля.

Вставай рано на рассвете.

И запомни, что закат приходит тогда, когда его совсем не ждешь.

Вообще, цыгане в фильме режиссера Эмиля Лотяну мудрые кочевники, которые передвигаются по степям Бессарабии в поисках лучшей жизни, не терпят никакого давления над собой, и представляют собой противопоставление размеренной и городской жизни, которая подчинена законам и деньгам. Глупо пересказывать сюжет фильма, скажу только, что в российском сегменте «Википедии» статью писал человек, который не смотрел фильма.

В кульминационный момент противостояния Рады и Лойко, никто из них так и не встал друг перед другом на колени. И в этом, был основной конфликт, на мой взгляд, всего фильма, а «вики» описывает, что Лойко, убив Раду, встает на колени перед ней. Нет, в фильме этого не было. Его убивает отец Рады, ударом ножом в спину и Лойко замертво падает рядом с уже мертвой Радой. Хотя, казалось бы, пойди они на уступки, нарожали бы детей, жили долго и счастливо, но нет… в фильме воспевается всеобъемлющая свобода, которая даже выше жизни. Не уступать никому, ни за что, никогда. И плата за это смерть.

Так ли это? Правильно ли это? Об это можно и нужно спорить, и об этом спорят до сих пор и будут спорить в веках.

О том какова цена жизни и смерти, и сколько стоит золото можно также узнать в моем остросюжетном авантюрном романе «Златник Владимира»: https://author.today/work/17437

На Литрес: https://www.litres.ru/book/eduard-semenov/zlatnik-vladimira-38007600/