Найти в Дзене
Песни Неаполя

Олимпийский чемпион из консерватории

В 1912 году в Стокгольме Рикардо Бартéлеми получил золотую олимпийскую медаль в … сочинении музыки!

Олимпийская хартия требует включения в программу культурных мероприятий, и на 7 Олимпиадах, с 1912 по 1948 год, проводились соревнования в артистических дисциплинах – архитектуре, литературе, музыке, рисовании и скульптуре. На той же самой Стокгольмской Олимпиаде золотую медаль в поэзии получил сам основатель Олимпийского движения барон де Кубертэн, скрывшийся под псевдонимом, за свою легендарную Оду Спорту.

Биография Riccardo Barthélemy известна эпизодически.
Ришар (Рикардо, Ричард) имел французские корни, но родился в Турции, в городе Смирна недалеко от Измира в 1869 году.
Он учился в Неаполе, в знаменитой консерватории San Pietro a Majella.
На стокгольмской Олимпиаде Риккардо представлял Италию, и его «Олимпийский триумфальный марш» был удостоен золотой медали.
Он называл себя

репетитором, аккомпаниатором и другом Энрико Карузо на протяжении 14 лет.


5 ноября 1937 года в "Бельгийском Музыкальном Ревью" появился некролог на "Lt. Colonel Barthélemy". Усопший возглавлял радио-ассоциации "Solidra" и был основателем издания "Tribune Radiophonique des Combattants".

Все бельгийские музыканты должны быть благодарны Barthelemy за его усилия в возрождении бельгийской музыки.


Впрочем, историки музыки, как и историки олимпийского движения, не до конца уверены, что речь идет о том же самом человеке мира, который родился в Турции, учился в Неаполе, представлял Италию на Олимпиаде в Швеции и сопровождал великого тенора-неаполитанца в триумфальных мировых турне. Поэтому год его смерти - 1937 - обычно пишется с вопросительным знаком. Википедия, например указывает 1955 год.

Ноты Триумфального Олимпийского марша Бартелеми отыскались в архивах МОК в Лозанне, но, по-видимому, записей этого произведения не существует. Можно лишь увидеть титульный лист Марша с посвящением Его Величеству королю Швеции и с пометкой "по случаю Олимпийских игр 1912 года". Адрес автора свидетельствует о том, что в то время он жил в Париже.

-2

Из Олимпийского Ревью:

Небольшое число конкурентов в первом состязании такого рода ни в коей мере не уменьшает достоинства мистера Бартелеми. Его Олимпийский Марш являет истинную гармонию первозданной простоты.
Ни один конкурсант не мог сравниться с ним, и без его участия мы бы предложили не вручать медаль никому. В этом полностью его заслуга, потому что его произведение прекрасно и в полной мере соответствует событию, вдохновившему его.


Я думаю, что аккомпаниатор, который 14 лет дружил с Энрико Карузо, должен был участвовать а каких-то грамзаписях. Увы, об этом ничего не известно. В дискографии Карузо крайне редко указаны аккомпаниаторы.

Однако, доподлинно известно, что Карузо записал две песни, сочиненные Бартелеми. В одной из них Карузо даже считается соавтором.
В отношении достоинств музыкальных произведения часто существуют разные точки зрения. Но каждый из нас вполне может составить свое личное мнение - записи этих песен широко известны и легко доступны. И совершенно не обязательно прислушиваться к мнениям авторитетов, к каковым, несомненно, относится Гаролд Джон Драммонд, составитель полной дискографии Энрико Карузо.

Triste ritorno («Грустное возвращение»), автор - Riccardo Barthélemy), записана 30 декабря 1906 года в Нью-Йорке.

Драммонд:

«Должен признаться, что большинство итальянских песен мне не особенно нравятся, и я считаю, что их музыкальное достоинство не оправдывают их появления на пластинках. Однако, пение Карузо в данном случае слушать приятно, хотя сама запись не блестящая.»


Neil Kurtzman:

В декабре 1906-го Карузо записал две песни – “Triste Ritorno” Ричарда Бартелеми и "Идеал" Паоло Тости. Обе прекрасно исполнены; первая демонстрирует баритональный нижний регистр Карузо, вторая - удивительную вокальную линию и чистоту тона. Они показывают тенора в начале периода его вокальной зрелости и мастерства.

Adorables tourments («Сладкие муки»), слова - Enrico Caruso, музыка - Riccardo Barthélemy, записана 10 января 1908 года, Нью-Йорк.

Драммонд:

Карузо приписывается авторство текста на музыку, сочиненную его приятелем и репетитором Ричардом (Ришаром) Бартелеми...
Мое личное мнение об этой записи, что она – трата воска, трата таланта и трата времени. Карузо и до этого записывал пустяки, но то были типичные итальянские или неаполитанские канцонетты. В данном случае перед нами – чисто коммерческая поделка, к тому же не совсем удавшаяся. Голос на этой пластинке звучит хорошо, но жаль, что Карузо зря расходовал свой талант и силы, когда находился в зените вокальной формы.



Комментарии из youtube:

Viktorov K: Как чувственно здесь поет Карузо, и какая прекрасная музыка!
65attila: Величественный звук и фразировка.

Энрико Карузо сохранил о своем друге не только музыкальную память. Великолепный карикатурист, Карузо, среди череды созданных им шаржей – от Шаляпина до Наполеона – оставил нам и зрительный образ Бартелеми, возможно, единственный.

-3

Некоторое представление о Бартелеми дают упоминания из биографических книг Карузо:

... в обычной жизни Карузо был далек от легкомыслия. В Лондоне он ежедневно занимался с превосходным музыкантом и аккомпаниатором — французом Ришаром Бартелеми, оттачивая каждую фразу и выполняя дыхательные упражнения, рекомендованные еще Ломбарди. Несмотря на горячие споры певца и аккомпаниатора о том, как нужно исполнять какой-либо фрагмент, занятия с Бартелеми очень много дали Карузо. Образованный человек, с прекрасным чувством вкуса, Бартелеми открывал в музыке нюансы, на которые тенор раньше не обращал внимания. Бартелеми, кстати, настоял и на том, чтобы Энрико тщательнее выбирал сценические костюмы. Тенор остался очень доволен этим сотрудничеством и пригласил Бартелеми работать с ним в следующем, нью-йоркском сезоне.

С помощью Бартелеми Карузо готовил партию Пинкертона со всей тщательностью, и результат не замедлил сказаться. Премьера прошла с большим успехом.


В последней цитате речь идет о американской триумфальной премьере "Мадам Баттерфляй" Пуччини 11 февраля 1907 года, через три года после миланского провала, вызванного, отчасти, неготовностью публики к подобному сюжету.

Песня Бартелеми "Pesca d'ammore". Автор слов - неаполитанский поэт Роберто Бракко, номинировавшийся на Нобелевскую премию по литературе, но позже попавший в забвение из-за поддержки анифашистского воззвания интеллигенции. Друг Максима Горького.

Тито Скипа

Возможно, самая известная песня Бартелеми – “Chi se nne scorda cchiù?” ("Кто же сможет забыть?")
Спасибо Наташе Чернега за перевод и за
ее прекрасный сайт!

Я даже готов послушать ее три раза - басом (Владимир Чернов), баритоном (Муслим Магомаев) и тенором (Джузеппе ди Стефано).

-4