Дубль – это очень интересная штука. Как правило, это довольно точная копия своего творца… Конечно, творить дублей умеют не все. Я, например, еще не умел. То, что у меня получалось, ничего не умело – даже ходить.
А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Понедельник начинается в субботу
Записав отражательную голограмму, можно изготовить ее копию, даже много копий. Для этого при записи оригинала следует предотвратить усадку эмульсии и позаботиться о том, чтобы изображение хорошо восстанавливалось светом лазера. С этой целью перед проявлением производят задубливание, а из процесса фотохимической обработки исключают фиксирование. В результате такого подхода становится возможным получить копию голограммы по схеме Денисюка.
Если при записи обычной голограммы эмульсионный слой фотопластинки направлен к объекту, то при записи голограммы, предназначенной для копирования, эмульсия обращена навстречу лазерному пучку.
Желатиновая эмульсия очень гигроскопична и может заметно изменять свою толщину в зависимости от содержания влаги в воздухе. Это, в свою очередь, приведет к изменению цвета изображения. К сожалению, частоту излучения лазера регулировать невозможно, гораздо проще стабилизировать толщину эмульсии.
Скомпенсировать незначительную усадку эмульсионного слоя можно размачиванием голограммы в однопроцентном растворе сорбита или отбеливанием проявленной голограммы в 6% спиртовом растворе йода. После этого эмульсия восстанавливает утраченный объем, а изображение становится более ярким и контрастным. Остатки йода из эмульсии удаляются промывкой в ванне чистого спирта.
Конечно, можно добиться условия дифракции Брэгга на трехмерной дифракционной структуре даже при значительной усадке эмульсии, например, изменив угол падения лазерного пучка. Но в этом случае при восстановлении изображения с изготовленной копии, яркость сцены будет зависеть от угла наблюдения. Это значительно снижает впечатление от восприятия голограммы.
Копирование лучше производить сразу после записи оригинала, так как спустя некоторое время в лаборатории может измениться температура и влажность воздуха и, соответственно, толщина желатиновой эмульсии. Ваши старания получить качественную копию тогда окажутся напрасны.
Изготовление отражательной мастер – голограммы
Заметьте, что любой шум при копировании голограммы заметно усиливается, поэтому мастер-голограмма, предназначенная для копирования, должна иметь минимальную усадку, максимальный контраст и линейные яркостные характеристики изображения. Обычно эмульсионную сторону мастер-голограммы покрывают слоем черной нитроэмали в качестве противоореольного слоя. При этом количество шумов в изображении уменьшается.
1 – штихелем из остро заточенного ножовочного полотна следует удалить с каждого края фотопластинки по 5 – 7 миллиметров эмульсионного слоя. Во время работы нужно использовать металлическую линейку.
2 – затем необходимо произвести кондиционирование эмульсии при оптимальных параметрах температуры и влажности в течение нескольких часов и, густо смазав зачищенные края голограммы эпоксидным клеем, накрыть ее форматным стеклом. Это обеспечит надежную защиту драгоценной мастер – голограммы от влияния влаги и царапин.
Если у вас нет специального оборудования для копирования, защищенную голограмму можно дополнить несложными деталями, которые превратят ее в копировальную установку.
Для этого надо лишь приклеить по краям голограммы две полоски 8 – 10 миллиметрового витринного стекла, как показано на рисунке: 1 – опоры; 2 – мастер - голограмма, 3 – фотопластинка для копирования; 4 – прижимные грузы.
До полимеризации клея на полоски укладывают стеклянную форматную пластину и прижимают ее небольшим грузом из двух металлических или стеклянных брусков. При застывании толстого слоя смолы, базовые поверхности будут точно сопряжены с плоскостью стекла будущей копии и обеспечат надежную фиксацию фотоматериала. Торец конструкции следует закрыть непрозрачной полоской для предотвращения попадания света внутрь стеклянной подложки голограммы.
Во время записи мастер – голограммы, эмульсионная сторона фотопластинки должна быть обращена в сторону опорного источника. В этом случае создаются оптимальные условия для нанесения противоореольного черного покрытия и герметизации эмульсии стеклянной пластинкой.
Изображение на голограммах Денисюка, как правило, располагается за поверхностью стекла. Подбирая соответствующее расстояние между голограммой-оригиналом и фотопластинкой будущей копии, можно добиться локализации восстанавливаемого изображения в плоскости фотоэмульсии и даже вынести его немного вперед в результате копирования.
Заметьте, дорогие друзья, при копировании можно вынести изображение в пространство над стеклом голограммы. Предметы будут парить и их всегда хочется потрогать - настолько картинка реалистична.