Найти тему

Копирование голограмм

Дубль это очень интересная штука. Как правило, это довольно точная копия своего творца… Конечно, творить дублей умеют не все. Я, например, еще не умел. То, что у меня получалось, ничего не умело даже ходить.

А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Понедельник начинается в субботу

Записав отражательную голограмму, можно изготовить ее копию, даже много копий. Для этого при записи оригинала следует предотвратить усадку эмульсии и позаботиться о том, чтобы изображение хорошо восстанавливалось светом лазера. С этой целью перед проявлением производят задубливание, а из процесса фотохимической обработки исключают фиксирование. В результате такого подхода становится возможным получить копию голограммы по схеме Денисюка.

Если при записи обычной голограммы эмульсионный слой фотопластинки направлен к объекту, то при записи голограммы, предназначенной для копирования, эмульсия обращена навстречу лазерному пучку.

Желатиновая эмульсия очень гигроскопична и может заметно изменять свою толщину в зависимости от содержания влаги в воздухе. Это, в свою очередь, приведет к изменению цвета изображения. К сожалению, частоту излучения лазера регулировать невозможно, гораздо проще стабилизировать толщину эмульсии.

Схема копирования отражательной голограммы по схеме Юрия Денисюка.
Схема копирования отражательной голограммы по схеме Юрия Денисюка.

Скомпенсировать незначительную усадку эмульсионного слоя можно размачиванием голограммы в однопроцентном растворе сорбита или отбеливанием проявленной голограммы в 6% спиртовом растворе йода. После этого эмульсия восстанавливает утраченный объем, а изображение становится более ярким и контрастным. Остатки йода из эмульсии удаляются промывкой в ванне чистого спирта.

Конечно, можно добиться условия дифракции Брэгга на трехмерной дифракционной структуре даже при значительной усадке эмульсии, например, изменив угол падения лазерного пучка. Но в этом случае при восстановлении изображения с изготовленной копии, яркость сцены будет зависеть от угла наблюдения. Это значительно снижает впечатление от восприятия голограммы.

Копирование лучше производить сразу после записи оригинала, так как спустя некоторое время в лаборатории может измениться температура и влажность воздуха и, соответственно, толщина желатиновой эмульсии. Ваши старания получить качественную копию тогда окажутся напрасны.

Изготовление отражательной мастер – голограммы

Заметьте, что любой шум при копировании голограммы заметно усиливается, поэтому мастер-голограмма, предназначенная для копирования, должна иметь минимальную усадку, максимальный контраст и линейные яркостные характеристики изображения. Обычно эмульсионную сторону мастер-голограммы покрывают слоем черной нитроэмали в качестве противоореольного слоя. При этом количество шумов в изображении уменьшается.

Порядок подготовки мастера для копирования.
Порядок подготовки мастера для копирования.

1 – штихелем из остро заточенного ножовочного полотна следует удалить с каждого края фотопластинки по 5 – 7 миллиметров эмульсионного слоя. Во время работы нужно использовать металлическую линейку.

2 – затем необходимо произвести кондиционирование эмульсии при оптимальных параметрах температуры и влажности в течение нескольких часов и, густо смазав зачищенные края голограммы эпоксидным клеем, накрыть ее форматным стеклом. Это обеспечит надежную защиту драгоценной мастер – голограммы от влияния влаги и царапин.

Герметизация мастера.
Герметизация мастера.

Если у вас нет специального оборудования для копирования, защищенную голограмму можно дополнить несложными деталями, которые превратят ее в копировальную установку.

Сборка копировального приспособления.
Сборка копировального приспособления.

Для этого надо лишь приклеить по краям голограммы две полоски 8 – 10 миллиметрового витринного стекла, как показано на рисунке: 1 – опоры; 2 – мастер - голограмма, 3 – фотопластинка для копирования; 4 – прижимные грузы.

До полимеризации клея на полоски укладывают стеклянную форматную пластину и прижимают ее небольшим грузом из двух металлических или стеклянных брусков. При застывании толстого слоя смолы, базовые поверхности будут точно сопряжены с плоскостью стекла будущей копии и обеспечат надежную фиксацию фотоматериала. Торец конструкции следует закрыть непрозрачной полоской для предотвращения попадания света внутрь стеклянной подложки голограммы.

Экспонирование мастер голограммы
Экспонирование мастер голограммы

Во время записи мастер – голограммы, эмульсионная сторона фотопластинки должна быть обращена в сторону опорного источника. В этом случае создаются оптимальные условия для нанесения противоореольного черного покрытия и герметизации эмульсии стеклянной пластинкой.

Экспонирование копии.
Экспонирование копии.

Изображение на голограммах Денисюка, как правило, располагается за поверхностью стекла. Подбирая соответствующее расстояние между голограммой-оригиналом и фотопластинкой будущей копии, можно добиться локализации восстанавливаемого изображения в плоскости фотоэмульсии и даже вынести его немного вперед в результате копирования.

Восстановление изображения с копии
Восстановление изображения с копии

Заметьте, дорогие друзья, при копировании можно вынести изображение в пространство над стеклом голограммы. Предметы будут парить и их всегда хочется потрогать - настолько картинка реалистична.