Что значит «нежелательные»? Например, мы вынуждены общаться, не желая этого. Отказаться сложно, нас "ломает", у нас шаблон вежливости. Короче, любое общение, в котором мы участвовать не хотим, но и твердое «нет» сказать не можем.
Яйца учат курицу
Вот уже один шаблон мы разрушили :)
Знаете, как подростки «выбешивают» взрослых? Конечно, знаете, и если вы подросток, и если взрослый. И особенно, если вы учитель.
Психика у учителей своеобразная, она продукт необходимости общаться с теми, кто формально присутствует, но общаться не хочет, а «Бендер бить запретил».
Нынешний закон об образовании как-будто специально (а может и не «как-будто») разработан для того, чтобы «выбешивать» хороших учителей и дать легальную возможность не работать плохим. Как думаете, в каком направлении идет эволюция образования из-за этой асимметрии?
Итак, что «такого» делают подростки, не желающие напрягать мозги и не имеющие возможности не присутствовать в классе (иначе папа жо… надерёт)?
Вот конкретный пример из разговора с учителем.
- «А что, обязательно только так?» … Спрашивает ученик.
Учитель пытается доказать, что в треугольнике сумма углов всегда равна сами знаете, сколько.
Подросток не хочет вдумываться, опасается нарваться на конкретный вопрос учителя по существу, поэтому "как бы интересуется". (Современное образование «развивающее», а не «подавляющее», как советское. Формально ученик интересуется, он "как бы думает" – что вы ему можете возразить?)
- «Да, только так!»
- «А почему?»- продолжает он интересоваться.
И вы вынуждены объяснять. Ребенок не понимает, а вы - учитель, обязаны объяснить.
- «Потому что согласно теореме …»
- «А что, не бывает других теорем?»
… Тут звенит спасительный звонок, оторванец уходит, гордо глядя на собратьев по «разуму», а вы идете в учительскую, выпустить пар.
Что делает подросток с точки зрения нормального общения?
Разрывает шаблон.
«А почему у вас?..»
Не буду называть ни фамилию, ни название ученого совета по защите диссертаций, просто расскажу историю. Реальную.
Мой научный шеф, академик, защищал докторскую диссертацию в ученом совете, где работала «группа товарищей», их называли «молотобойцами».
Процесс начинался так.
- «Скажите, пожалуйста, а почему у вас?..»
В середине ответа подключался другой «молотобоец» и задавал другой, "уточняющий" вопрос, разрывая шаблон соискателя, который начинал волноваться, путаться. Тут "молотобойцы" его и «добивали».
Проблема у молотобойцев в тот раз случилась потому, что соискатель был на голову выше их в научном плане и был хорошо знаком с директором института, где проходила защита.
Поэтому на первое же: «А почему у вас…» ответил: «А ни почему».
Повторюсь, история реальная. Но не пытайтесь повторить это, когда будете защищать докторскую. Лучше послушайте другую историю, менее чреватую последствиями.
"У меня зазвонил телефон"
"Кто говорит? Слон" (с).
Ну, допустим, не слон, а девушка Юля.
- «Здравствуйте, вы готовы поговорить о скоростном интернете, это займет не более минуты!?»
Конечно, я мог просто нажать «Отбой», мог грязно выругаться, мог спросить, откуда у нее мой телефон (персональные данные). Но любая способность требует использования, дабы не атрофировалась. Поэтому я спросил Юлю:
- «Простите, девушка, как вы сказали, вас зовут?»
… Длинная пауза (скрипт Юли такой вопрос не учитывает).
- «Меня зовут Юля, я хочу предложить вам скоростной интернет на очень выгодных условиях. Вы готовы поговорить, это займет не более минуты?»
Я продолжаю рвать шаблоны Юлиного скрипта.
- «Юля, а что такое "ынтырнет"?»
… Очень длинная пауза.
- «Я представляю крупнейшего провайдера высокоскоростного интернета в России …»
- «Юля, а что такое "провайдер"?»
… Совсем длинная пауза. До Юли, наконец, доходит:
- «Спасибо, я вас поняла, всего доброго».
* * *
Я не нагрубил Юле, развлек жену, которая присела рядом, зная, что я не премину воспользоваться возможностью развлечься, и написал статью. Польза «Три в одном».
* * *
Этот метод можно использовать в мирных целях - разрывать шаблоны непонимания, проясняя значения слов. Задавая вопросы по существу, а не «прикалываясь» над бедной Юлей. Сократ использовал этот метод, как вы помните из "Диалогов" Платона. :)
Прояснение значений слов - один из ключей к обучению. Но это уже другая тема.
---------------------------------------------------------------------
На комментарии отвечаю. Группа ВК.
----------------------------------------------------------------------