Найти тему

"Мне позвонил слон". Как разрушать нежелательные шаблоны поведения?

Оглавление

Что значит «нежелательные»? Например, мы вынуждены общаться, не желая этого. Отказаться сложно, нас "ломает", у нас шаблон вежливости. Короче, любое общение, в котором мы участвовать не хотим, но и твердое «нет» сказать не можем.

Яйца учат курицу

Вот уже один шаблон мы разрушили :)

Знаете, как подростки «выбешивают» взрослых? Конечно, знаете, и если вы подросток, и если взрослый. И особенно, если вы учитель.

Психика у учителей своеобразная, она продукт необходимости общаться с теми, кто формально присутствует, но общаться не хочет, а «Бендер бить запретил».

Нынешний закон об образовании как-будто специально (а может и не «как-будто») разработан для того, чтобы «выбешивать» хороших учителей и дать легальную возможность не работать плохим. Как думаете, в каком направлении идет эволюция образования из-за этой асимметрии?

Итак, что «такого» делают подростки, не желающие напрягать мозги и не имеющие возможности не присутствовать в классе (иначе папа жо… надерёт)?

Вот конкретный пример из разговора с учителем.

- «А что, обязательно только так?» … Спрашивает ученик.

Учитель пытается доказать, что в треугольнике сумма углов всегда равна сами знаете, сколько.

Подросток не хочет вдумываться, опасается нарваться на конкретный вопрос учителя по существу, поэтому "как бы интересуется". (Современное образование «развивающее», а не «подавляющее», как советское. Формально ученик интересуется, он "как бы думает" – что вы ему можете возразить?)

- «Да, только так!»

- «А почему?»- продолжает он интересоваться.

И вы вынуждены объяснять. Ребенок не понимает, а вы - учитель, обязаны объяснить.

- «Потому что согласно теореме …»

- «А что, не бывает других теорем?»

… Тут звенит спасительный звонок, оторванец уходит, гордо глядя на собратьев по «разуму», а вы идете в учительскую, выпустить пар.

Что делает подросток с точки зрения нормального общения?

Разрывает шаблон.

«А почему у вас?..»

Не буду называть ни фамилию, ни название ученого совета по защите диссертаций, просто расскажу историю. Реальную.

Мой научный шеф, академик, защищал докторскую диссертацию в ученом совете, где работала «группа товарищей», их называли «молотобойцами».

Процесс начинался так.

- «Скажите, пожалуйста, а почему у вас?..»

В середине ответа подключался другой «молотобоец» и задавал другой, "уточняющий" вопрос, разрывая шаблон соискателя, который начинал волноваться, путаться. Тут "молотобойцы" его и «добивали».

Проблема у молотобойцев в тот раз случилась потому, что соискатель был на голову выше их в научном плане и был хорошо знаком с директором института, где проходила защита.

Поэтому на первое же: «А почему у вас…» ответил: «А ни почему».

Повторюсь, история реальная. Но не пытайтесь повторить это, когда будете защищать докторскую. Лучше послушайте другую историю, менее чреватую последствиями.

"У меня зазвонил телефон"

"Кто говорит? Слон" (с).

Слона не было, увидел молодых индюшек
Слона не было, увидел молодых индюшек

Ну, допустим, не слон, а девушка Юля.

- «Здравствуйте, вы готовы поговорить о скоростном интернете, это займет не более минуты!?»

Конечно, я мог просто нажать «Отбой», мог грязно выругаться, мог спросить, откуда у нее мой телефон (персональные данные). Но любая способность требует использования, дабы не атрофировалась. Поэтому я спросил Юлю:

- «Простите, девушка, как вы сказали, вас зовут?»

… Длинная пауза (скрипт Юли такой вопрос не учитывает).

- «Меня зовут Юля, я хочу предложить вам скоростной интернет на очень выгодных условиях. Вы готовы поговорить, это займет не более минуты?»

Я продолжаю рвать шаблоны Юлиного скрипта.

- «Юля, а что такое "ынтырнет"?»

… Очень длинная пауза.

- «Я представляю крупнейшего провайдера высокоскоростного интернета в России …»

- «Юля, а что такое "провайдер"?»

… Совсем длинная пауза. До Юли, наконец, доходит:

- «Спасибо, я вас поняла, всего доброго».

* * *

Я не нагрубил Юле, развлек жену, которая присела рядом, зная, что я не премину воспользоваться возможностью развлечься, и написал статью. Польза «Три в одном».

* * *

Этот метод можно использовать в мирных целях - разрывать шаблоны непонимания, проясняя значения слов. Задавая вопросы по существу, а не «прикалываясь» над бедной Юлей. Сократ использовал этот метод, как вы помните из "Диалогов" Платона. :)

Прояснение значений слов - один из ключей к обучению. Но это уже другая тема.

-2

---------------------------------------------------------------------

На комментарии отвечаю. Группа ВК.

----------------------------------------------------------------------