Аэропорт Шереметьево – это первое, что приходит в голову после прочтения названия статьи. В этом нет ничего удивительного. Шереметьево, приняв свой первый рейс в 1959 году, в наше время является первым в России по пассажиропотоку. Только эта статья не про Шереметьево.
Первый аэродром в Химках появился на четверть века раньше - в начале 30-х годов 20 века. В статье мы расскажем, когда и как появился, чем жил, почему исчез с карты и из памяти аэродром внутри городской черты нынешних Химок.
Начнем с того, когда и как появился аэродром.
С начала движения поездов по Николаевской железной дороге в 1851 году и до начала 30-х годов двадцатого века Химки как ближайшая к Москве станция были дачным пригородом. Тихим спокойным местом с дачами и дачниками, с рыбалкой и купанием и прочими дачными развлечениями.
Если внимательно посмотреть на карту Химок начала 30-х годов, то мы не увидим здесь ни МКАДа, ни канала Москва-Волга, ни аэропорта Шереметьево. Только посёлок, станция и россыпь деревень вокруг.
Дрёму дачного сезона 1932 года в Химках развеяли 2 стройки Сталинской индустриализации страны: началось строительство канала Москва – Волга (его мы оставим за скобками этой статьи) и 23 июня 1932 года в Химках началась стройка крупного авиационного завода страны за номером 84.
Если завод строит самолеты, значит нужен аэродром.
Конструкции тогдашних самолетов, их вес и скорости позволяли использовать в качестве аэродрома практически любое поле.
И совершенно естественно поле, прилагающее к стройке, Химкинским дачам и селу Петровское-Лобаново, стало заводским аэродромом
В то же время, на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе появляются новые корпуса Московского авиационного института, а оттуда до Химок рукой подать. И лётное поле в Химках становится ещё и учебным аэродромом МАИ.
18 мая 1934 года в Химках на учебном аэродроме МАИ состоялся первый в истории института авиационный праздник, посвященный началу работы лётного отряда института. Студенты устроили парад личного состава отряда - курсантов лётной, планерной и парашютной школ аэроклуба. Участники увидели показательные полеты и прыжки парашютистов, а во время массовых гуляний всех желающих «катали» на самолетах.
В 1936 году на аэродроме в Химках, в ангаре нового завода, появился личный самолет Валерия Павловича Чкалова. Да-да, в Советском Союзе были личные самолёты. Поясним.
В июле 1936 года экипаж Туполевского самолёта АНТ-25 в составе командира Валерия Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова осуществил перелёт по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд. За 56 часов 20 минут беспосадочного полёта был установлен мировой рекорд дальности - 9374 км. Весь экипаж был удостоен звания Героя Советского Союза. А в качестве ценного подарка Чкалову вручили в пользование самолет У-2, который Валерий Павлович время от времени парковал в Химках на 84 заводе.
Тогда же на лётном поле появляются истребители И-16 конструктора Николая Николаевича Поликарпова. С июля 1936 года по январь 1938 года ОКБ-84 было базой Поликарпова, и в Химках появились на свет несколько моделей И-16: экспериментальные И-16-5, И-16 -6 (в серийное производство не запускались) и И-16 тип 10. Истребитель И-16 тип 10 потом серийно производился в Горьком.
В 1938 году на аэродроме в Химках появляются первые, собранные 84-м заводом по американской лицензии самолеты “Douglas” DС-3. А летом 1939 на лётное поле выкатывают ПС-84 - уже нашу Советскую версию Дугласа (ПС – означает пассажирский самолет, а 84 - номер завода). ПС-84 - это самолёт, переконструированный из дюймовых размеров в метрические и адаптированный под наши материалы и наши двигатели конструктором Мясищевым. В последствии ПС-84 стал легендарным ЛИ-2.
В дальнем от железнодорожной станции конце лётного поля, приблизительно на месте нынешнего завода «ФАКЕЛ», некоторое время стояли самолеты организации под названием ФОТОЛЁТ. С высокой степенью вероятности эта фотография самолетов УТ-2 на фоне Речного вокзала была сделана с самолёта ФОТОЛЁТа и самолёты взлетали с Химкинского аэродрома.
В тот же период в Химках появляется второй авиационный завод. Химкинскую мебельную фабрику Наркомлеса передали в Народный комиссариат обороны СССР и перепрофилировали для производства самолетов. Самолеты той поры были в основном деревянные и мебельная фабрика по составу оборудования вполне подходила для их производства. Новому авиазаводу присвоили номер 301. Благодаря этому заводу, на лётном поле появились французский по происхождению самолёт “Caudron” С-690 и учебно-тренировочный самолет авиаконструктора Яковлева УТ-2. Сейчас на его месте расположено НПО имени Лавочкина.
Во второй половине 30-х годов обстановка в мире была неспокойная. Шла Гражданская война в Испании.
На начальном этапе противостояния наши лётчики успешно сражались в небе Испании на истребителе И-16. Однако после появления в 1937 году нового немецкого истребителя Messerschmitt Bf.109 проявилось техническое отставание наших истребителей.
Надо было догонять, и аэродром в Химках принял в этой гонке самое непосредственное участие.
В 1940 году на лётном поле в Химках появляется Советский истребитель нового поколения – ЛаГГ-3. Он был создан в Химках в ОКБ-301 конструкторами Гудковым, Горбуновым и Лавочкиным. Самолет был сделан из дельта-древесины – это такой древеснослоистый композитный материал, что-то вроде фанеры. Серийное производство ЛаГГ-3 впоследствии было налажено на авиазаводах в Горьком (это нынешний Нижний Новгород), Ленинграде (это нынешний Санкт-Петербург), а также в Тбилиси, Таганроге и Новосибирске.
В том же 40 году завод № 301 выводит на аэродром истребитель ЯК-1 конструктора Яковлева. ЯКи производили на нескольких авиазаводах, но исторический факт, что первый серийный ЯК-1 был произведен именно в Химках.
Ну и финальный штрих к картине участников лётного поля той поры. На базе мастерских уже упомянутого ФОТОЛЁТА создают третий авиазавод. Ему присваивают номер 293. В январе 40 года совершает свой первый полет Скоростной Ближний Бомбардировщик конструктора Болховитинова, созданный на этом заводе.
И здесь же на 293-м заводе с весны 1941 года конструкторы Березняк и Исаев начинают работать над созданием своего БИ-1 - первого ракетного самолета с жидкостным ракетным двигателем. Основное отличие ракетного самолёта от реактивного в том, что у реактивного самолёта топливо находится на борту самолёта, а окислитель (воздух для горения топлива) берётся снаружи, из атмосферы. А у ракетного самолёта и топливо, и окислитель с собой, на борту ракеты, в нашем случае - ракетного самолёта БИ-1.
Подведем промежуточный итог: на Химкинском аэродроме к началу 1941 года занимались своим делом три новеньких авиазавода, из ворот которых выходили и большие транспортники, и юркие истребители, и новые прорывные для своей поры самолеты.
Это обещало аэродрому огромное будущее, но началась Великая Отечественная война.
До октября 1941 года вокруг аэродрома и на лётном поле кипело производство. «Всё для фронта, всё для победы». С начала 1941 года в Химках было произведено 120 самолётов ЯК-1, 186 самолетов ЯК-7 и 237 советских Дугласов разных модификаций.
Есть визуальное подтверждение той аэродромной жизни – немецкая аэрофотосъемка. Немецкие самолеты-разведчики до поры до времени успешно осуществляли аэрофотосъемку Москвы. Это один из дошедших до нашего времени экземпляров.
К началу октября 1941 немцы вышли на дальние подступы столицы и начали Операцию Тайфун - свой, как они думали, завершающий рывок к Москве.
Авиазаводы в Химках решили эвакуировать: 84 завод - в Ташкент (там он со временем станет знаменитым ТАПОиЧ), 293 завод - на Урал, в город Билимбай (это недалеко от Екатеринбурга), а 301 завод - в Новосибирск.
А в Химках на аэродроме появились ЯКи и Харрикейны 6 авиакорпуса ПВО. Было принято решение о размещении на Химкинском аэродроме 3-х истребительных полков. 562 полк был вооружен истребителями ЯК-1, а в 287 и 736 полках на вооружении стояли британские истребители Харрикейн.
Как только врага чуть отодвинули от Москвы, на аэродром вернулась производственная суета. По решению Комиссариата Авиапромышленности на месте эвакуированных предприятий были организованы ремонтные заводы. К мастерским бывшего 301 завода начали поступать с фронта для починки истребители ЯК и ЛАГГ.
На месте бывшего Фотолёта был организован ремонт трофейных самолётов.
А самый большой бывший 84 завод стал 456 ремонтным заводом и занялся ремонтом бомбардировщиков Пе-2, ДБ-3, ТБ-3, СБ, а также родными для Химок транспортниками ПС-84, ЛИ-2 и Douglas DC-3.
А в 194З 456-му заводу была поручена ещё и отверточная сборка дальнего бомбардировщика Ил-4 из узлов, получаемых с других заводов
На лётном поле в Химках кипела насыщенная прифронтовая работа. В непрерывном круговороте с фронта прибывали повреждённые самолеты, а новые и отремонтированные снова уходили в бой.
Летом 1944 года на Химкинском аэродроме артисты Малого Театра вручили лётчикам целую эскадрилью самолётов, приобретенных на деньги артистов.
Военное время было самым насыщенным периодом в жизни Химкинского аэродрома. Звездный час авиационной эпохи в Химках.
И именно в это время судьба Химкинского аэродрома проходит незаметную по началу развилку
В начале 1944 года вернувшийся из эвакуации 293 завод включают в состав НИИ-1 НКАП. Используя наработки по ракетному самолету БИ-1, его основной задачей становится разработка жидкостных ракетных и воздушно-реактивных двигателей. Со временем пройдя через череду переподчинений и трансформаций, этот завод становится нынешним МКБ Факел.
Ремонтный завод 456 с 1946 года становится производственной базой ОКБ конструктора Валентина Петровича Глушко, которое тоже работает над производством жидкостных ракетных двигателей. Со временем 456 завод становится нынешним Энергомашем
Именно тогда, в конце войны, наша Родина начала прокладывать свою дорогу в космос.
Вернувшийся в 1945 году в Химки на бывший 301 завод Семен Алексеевич Лавочкин ещё какое-то время работал над самолетной тематикой. Так в Химках появился на свет ЛА-9, совершивший первый полет в 1946 году, и ЛА-11, поднявшийся в воздух в 1947.
Но новое время требовало новых решений.
Поэтому в том же 1947 году поднимается в воздух принципиально другой самолет: ЛА-160 – первый в СССР самолет со стреловидным крылом, который вплотную приблизился к скорости звука. И в 1948 году появляется Ла-176, ставший первым Советским самолётом, преодолевшим скорость звука.
Для такой авиации Химкинский аэродром был уже тесноват…
В 1953 году Постановлением Совета министров СССР принято решение о строительстве нового Центрального аэродром Военно-воздушных сил недалеко от платформы Шереметьевская.
К 1957 году там появилась новая взлётная полоса, которая фактически подвела черту под существованием лётного поля в самих Химках.
В 1959 году построенный военными строителями аэродром по распоряжению Никиты Сергеевича Хрущева был передан в Гражданскую Авиацию и стал тем самым аэропортом Шереметьево, который мы знаем.
А лётное поле в Химках постепенно было застроено Энергомашем, Факелом и другими появившимися здесь предприятиями. Вроде был аэродром и нет его… Исчез… Но не бесследно.
Свидетелями жизни старого аэродрома остаются Пожарная часть недалеко от проходной Энергомаша, жилые дома на улице Бурденко, где когда-то жили работники 84 завода, и памятник Чкалову, который когда-то стоял возле проходной авиазавода 84. Сейчас он установлен в Химках на перекрестке улицы Чкалова и Ленинского проспекта.
Память о подвиге истребительных полков, воевавших в Московском небе, хранят могилы героев-летчиков на Новолужицком кладбище Химок.
Самый заметный след – это памятник самолёту ЛА-7. Самолёт хоть и был создан Семёном Алексеевичем Лавочкиным во время его работы в Горьком (нынешнем Нижнем Новгороде), но прародитель ЛА-7 - истребитель ЛАГГ-3 - Семён Алексеевич Лавочкин с коллегами создавали здесь, в Химках.
Да и самолёты в Химкинском небе не исчезли. Их с тех пор над Химками стало сильно больше
Как пел Виктор Цой: «Если есть шаг, должен быть след», - и след вот он….