В психологии подростковым возрастом считают диапазон от 12 до 18 лет. Период взросления у всех начинается по-разному — у кого-то в 12-13 лет, у других же на два, три или четыре года позднее. Вот несколько критериев наступления этого периода:
- увеличение значимости общения со сверстниками;
- отдаление от взрослых (учителей, родителей);
- появление интереса к сложным, общественно значимым темам;
- иногда конфликтность и низвержение авторитетов.
Перед родителями в этот период стоит непростая задача — научиться общаться с ребенком по-новому, как со взрослым человеком. Это может быть еще сложнее, когда в обществе и стране меняется ситуация. Так как подростки максимально ориентированы на широкое социальное взаимодействие, они могут сильнее реагировать на происходящее, чем дети и взрослые.
Специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС дали несколько рекомендаций родителям подростков.
1. Учитывайте возрастные особенности
Для подростков общение и взаимодействие со сверстниками становится важной составляющей социальной жизни. Ценными оказываются и вопросы поиска истины, виновных и ответственных.
Подростки склонны оценивать моральную сторону происходящего, горевать и разочаровываться сильнее, чем дети младшего возраста.
На эмоциональное состояние взрослеющего ребенка может влиять изменение среды, например, закрытие социальных сетей и пр. Такие перемены часто вызывают негативные эмоции — раздражение и злость.
2. Обсуждайте волнующие темы
С подростком важно говорить — максимально честно отвечать на вопросы и транслировать свое отношение к сложившейся ситуации. Ваше мнение значимо, даже если подросток этого не показывает. Старайтесь узнать позицию ребенка, не пытаясь его оспорить, а признавая ценность его суждений.
Подростка может интересовать перспектива происходящего: когда оно закончится, что будет дальше, как будет выглядеть жизнь. Взрослому важно отвечать на эти вопросы, спокойно рассказывая о своем видении ситуации. Принимайте право подростка на чувства и эмоции, не обесценивайте их.
3. Уделяйте время совместным делам
Занимайтесь спортом, посвящайте время увлечениям и помощи тем, кто в ней нуждается.
4. Обращайте внимание на изменения в поведении
Отказ от привычной деятельности, замкнутость, резкое снижение успеваемости, отказ от привычных хобби и развлечений, вспыльчивость и раздражительность могут указывать на то, что ребенок испытывает серьезный психологический дискомфорт и нуждается в поддержке.
Компания сверстников — важнейший элемент в жизни подростка. Разрыв отношений с привычным кругом общения дети в этом возрасте переживают крайне болезненно. Иногда это становится признаком того, что подросток попал в сложную ситуацию, стал жертвой эмоционального насилия, травли или проявления агрессии.
5. Помогите подростку освоить нужные навыки
Речь может идти о саморегуляции и информационной гигиене.
6. Обращайтесь к специалисту в случае необходимости
При обращении к психологу важно помнить, что в подростковом возрасте человек сам вправе принять решение о том, принять помощь или отказаться от нее.
В этом вопросе для подростка важна конфиденциальность. Не настаивайте на том, чтобы стать непосредственным участником процесса. Учитывайте пожелания ребенка, не стремитесь контролировать его взаимодействие с психологом. Ваша помощь может заключаться в том, чтобы найти хорошего специалиста, которому доверяете вы оба.
Психологическая помощь может понадобиться и вам. Не пренебрегайте этой возможностью. Обращение к психологу — это не признак слабости, а показатель ответственного отношения к своему состоянию.
Подростковый возраст — время сомнений и поиска себя. В этот период взрослеющий человек ищет ответы на важные вопросы: что хорошо, а что плохо, в чем заключается справедливость, добро и зло, в чем смысл жизни. Взросление в этом возрасте — сложный эмоциональный и мыслительный процесс. Он нужен для того, чтобы человек стал самостоятельной личностью, способной нести ответственность за свои поступки, совершать правильный выбор и просто быть счастливым.
Если вы чувствуете, что вашему ребенку нужна помощь, обратитесь к подростковому психологу.