В начале были краски
Первые пейзажи Казимира Малевича – коровы, аисты… писал самодельными красками и писал, как душа требовала. Людвига Александровна, его мать, говорила: «...он всегда что-то рисовал. Постоянно толок в ступке то синьку, то дубовую кору. Разводил краски, вязал кисточки из куриных перышек, из ниток... Когда не было бумаги, мог начать малевать свои картинки прямо на беленой стене. Ну откуда в нем это?». Учился в аграрном училище, но, когда по арифметике он стал получать не очень хорошие «палочки», его отец – Северин Малевич дал волю гневу. Попросту соврал. Казимир начеркал прошение на Московское училище живописи, а отец спрятал письмо, а сыну заявил, как ни в чём не бывало: «Там нет мест!». И вообще Северин твердил постоянно, как мантру: «Художники все сидят в тюрьме».
Лишь мать видела талант сына и верила в него. В шестнадцать лет он представил первую картину в технике масляной живописи. Название довольно простенькое: «Лунная ночь», где изображены река с лодкой на берегу. В наше время её не найти – исчезла. Виной тому один из приятелей Казимира. Он без спросу взял да продал картину за пять рублей в магазине. Подленько, вне сомнения, но и такое случается в реалиях жизни.
По происхождению родители Малевича поляки. Казимир – первый ребенок в семье, и он родился в 1879 году в Киеве. Его детство прошло в селе, в спокойный период, когда гигантской страной управлял царь-миротворец Александр III. У матери и отца Казимира в общей сложности родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста.
«Семейная жизнь никогда не была на первом месте у Малевича. Постоянное желание создать семью, любовь к своим и чужим детям сочетались у художника с невозможностью вести правильный образ жизни главы семьи, содержать их регулярными заработками. В этом противоречии Малевич неизменно выбирал верность искусству.»
С женщинами, как говорится, всё сложно. Три жены, три проблемы. И бедность, которая якобы не порок, всегда при нём… в начале творческого пути.
Слава? Да вот она!
Произошло столь знаменательное событие в 1915 году. Об ошеломительном успехе Казимир Малевич мечтал всю свою сознательную жизнь. Но слава та нагрянула с неким скандальчиком. В Петербурге в художественном бюро открылась выставка «0,10». Тридцать девять картин заняли главный зал помещения. Среди полотен находился ужасный и великий "Черный квадрат", который вывесили в углу наискосок. Чем-то походил на икону. Намек, что ли, какой? Картину сию он писал не долго (хочется сюда вписать смайлик с широченной улыбкой) в этом же – в 1915 году. Но приписал на самой картине 1913 год. Мистификатор! До Малевича никто и представить не мог (?), что живопись может быть и ТАКОЙ… вызывающей, ломающей всяческие каноны в искусстве. Пускай будет бунт, беспощадная квазиреволюция. И да, Казимир Малевич убил всех наповал своим «чёрным-пречёрным квадратом». Есть мнение, стойкое мнение, будто бы художник, не мудрствуя лукаво, всего лишь пошутил. Но он представить себе не мог, во что выльется его милая «шутка». Черный квадрат, в некотором смысле, первая буква алфавита, буква супрематизма. Все возведено в вечный ноль – в квадрат. Opus magnum творца.
Под квадратом спрятано…
Учёные выяснили недавно. В 1915 году Малевич, как общеизвестно, испытывал некоторые финансовые трудности, и поэтому написал первый из своих легендарных «квадратов» на уже использованном холсте. Рентгенограмма 2015 года показала: под «Чёрным квадратом» прячутся ещё две картины – обе в стилистике авангарда. Одна – кубофутуристическая, вторая – из очень ранних супрематических произведений. Очевидно, виртуозу цвета и света не по душе пришлась творческая мазня. Изгваздал в гневе эти ляпсусы. Пробежался по холсту подобно разрушителю, а тут бац – шедевр! Если бы те две работы ему понравились… страшно подумать. Не было бы никакого великого Казимира Малевича, наверное. И между прочим, «квадрат» Малевича на самом деле совсем не квадрат: ни одна из сторон не параллельна друг другу или рамке картины. Всего лишь прямоугольник, который невооруженным глазом очень сильно смахивает на квадрат. И краска составлена из особого раствора, где нет чёрной краски.
Он не одинок во Вселенной
Не все знают (или все), что Казимир Малевич, по сути, не является первооткрывателем «треклятого» – чёрного квадрата. Не он автор шикарной идеи. Первое известное изображение «ровной черноты» создано английским философом, астрологом, чернокнижником и членом тайного мистического общества ордена розенкрейцеров Робертом Фладдом в 1617 году. Он тогда работал над трактатом о Сотворении Мира. Философ именно так изобразил самый первый этап возникновения мира: первозданный хаос, – типа черного квадрата – ограниченный белыми полями. На полях он добавил приписку на латыни: «И так до бесконечности».
Гюстав Доре – популярный французский мастер гравюры. И известен он прежде всего иллюстрациями к Библии. В 1854 (55) году гравёр взялся писать иллюстрации «История Святой Руси». Самый ранний период, до 14-го века, Доре нарисовал как черный квадрат – с комментарием: «Истоки русской истории теряются в глубине древности». Ещё великолепно, остро (тоже) пошутил Поль Бийо в 1882 году… да, и он сквадратил и само собой – чёрный. И назвал свой неоценённый шедевр весьма тонко по тем временам «Ночная драка афроамериканцев в подвале». Ну, не задумывались тогда о толерантности. К прочему, Поль Бийо был обычным опереточным либреттистом и художник из него – как из жирафа балерина. Альфонс Алле ничего умнее не придумал, как скопировать Поля Бийо. «Битва афроамериканцев в пещере глубокой ночью» – у него какой-то неоригинальный квадратик вышел. Правда, имеются у него и геометрические фигуры в цвете. Но что они, по сравнению с «глубокой ночью». Но ярлыки дышали оригинальностью. Белый лист бумаги (без ничего) он именовал «Первое причастие анемичных девиц в пургу». Красная фигура – «Сбор помидоров апоплексическими кардиналами на берегу Красного моря». Жёлтая – «Желтушные азиаты, пьющие анисовый аперитив на пшеничном поле». По образованию художник-шутник был аптекарем, вроде и журналистом, композитором.
Казимира Севериновича тоже бросало в цвет супрематизма, как мы знаем. Но к глубокому сожалению, все вышеназванные товарищи не сыскали вожделенной славы в отличие от Малевича.
В итоге
Ну, если честно… О выдающемся произведении Малевича невозможно говорить абсолютно серьёзно. И стоять не стоится возле его картины с задумчивым тяжеловесным видом. Кидаться в толпу глубокомыслеными тезисами, теориями, заумностями – тоже не вариант. Ибо лезет она, улыбка, ухмылка и всё. Ведь молодец же! Сделал бабки, можно сказать, прямо из воздуха. Остальное, цепная реакция от общества, которое не пышет психическим здоровьем и здравомыслием, которому и надобно-то хлеба да зрелищ.
Когда Казимир Малевич подустал от своего лучезарного супрематизма, он вновь вернулся к пасторальным пейзажам.
Автор: Алексей Чугунов
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!