Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Казимир Малевич: квадрат-то ненастоящий!

Художественная выставка «0,10»
Художественная выставка «0,10»

В начале были краски

Первые пейзажи Казимира Малевича – коровы, аисты… писал самодельными красками и писал, как душа требовала. Людвига Александровна, его мать, говорила: «...он всегда что-то рисовал. Постоянно толок в ступке то синьку, то дубовую кору. Разводил краски, вязал кисточки из куриных перышек, из ниток... Когда не было бумаги, мог начать малевать свои картинки прямо на беленой стене. Ну откуда в нем это?». Учился в аграрном училище, но, когда по арифметике он стал получать не очень хорошие «палочки», его отец – Северин Малевич дал волю гневу. Попросту соврал. Казимир начеркал прошение на Московское училище живописи, а отец спрятал письмо, а сыну заявил, как ни в чём не бывало: «Там нет мест!». И вообще Северин твердил постоянно, как мантру: «Художники все сидят в тюрьме».

Лишь мать видела талант сына и верила в него. В шестнадцать лет он представил первую картину в технике масляной живописи. Название довольно простенькое: «Лунная ночь», где изображены река с лодкой на берегу. В наше время её не найти – исчезла. Виной тому один из приятелей Казимира. Он без спросу взял да продал картину за пять рублей в магазине. Подленько, вне сомнения, но и такое случается в реалиях жизни.

-2

По происхождению родители Малевича поляки. Казимир – первый ребенок в семье, и он родился в 1879 году в Киеве. Его детство прошло в селе, в спокойный период, когда гигантской страной управлял царь-миротворец Александр III. У матери и отца Казимира в общей сложности родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста.

«Семейная жизнь никогда не была на первом месте у Малевича. Постоянное желание создать семью, любовь к своим и чужим детям сочетались у художника с невозможностью вести правильный образ жизни главы семьи, содержать их регулярными заработками. В этом противоречии Малевич неизменно выбирал верность искусству.»

С женщинами, как говорится, всё сложно. Три жены, три проблемы. И бедность, которая якобы не порок, всегда при нём… в начале творческого пути.

Казимир Малевич
Казимир Малевич

Слава? Да вот она!

Произошло столь знаменательное событие в 1915 году. Об ошеломительном успехе Казимир Малевич мечтал всю свою сознательную жизнь. Но слава та нагрянула с неким скандальчиком. В Петербурге в художественном бюро открылась выставка «0,10». Тридцать девять картин заняли главный зал помещения. Среди полотен находился ужасный и великий "Черный квадрат", который вывесили в углу наискосок. Чем-то походил на икону. Намек, что ли, какой? Картину сию он писал не долго (хочется сюда вписать смайлик с широченной улыбкой) в этом же – в 1915 году. Но приписал на самой картине 1913 год. Мистификатор! До Малевича никто и представить не мог (?), что живопись может быть и ТАКОЙ… вызывающей, ломающей всяческие каноны в искусстве. Пускай будет бунт, беспощадная квазиреволюция. И да, Казимир Малевич убил всех наповал своим «чёрным-пречёрным квадратом». Есть мнение, стойкое мнение, будто бы художник, не мудрствуя лукаво, всего лишь пошутил. Но он представить себе не мог, во что выльется его милая «шутка». Черный квадрат, в некотором смысле, первая буква алфавита, буква супрематизма. Все возведено в вечный ноль – в квадрат. Opus magnum творца.

Что обнаружили под «Черным квадратом». Источник: wikipedia.org
Что обнаружили под «Черным квадратом». Источник: wikipedia.org

Под квадратом спрятано…

Учёные выяснили недавно. В 1915 году Малевич, как общеизвестно, испытывал некоторые финансовые трудности, и поэтому написал первый из своих легендарных «квадратов» на уже использованном холсте. Рентгенограмма 2015 года показала: под «Чёрным квадратом» прячутся ещё две картины – обе в стилистике авангарда. Одна – кубофутуристическая, вторая – из очень ранних супрематических произведений. Очевидно, виртуозу цвета и света не по душе пришлась творческая мазня. Изгваздал в гневе эти ляпсусы. Пробежался по холсту подобно разрушителю, а тут бац – шедевр! Если бы те две работы ему понравились… страшно подумать. Не было бы никакого великого Казимира Малевича, наверное. И между прочим, «квадрат» Малевича на самом деле совсем не квадрат: ни одна из сторон не параллельна друг другу или рамке картины. Всего лишь прямоугольник, который невооруженным глазом очень сильно смахивает на квадрат. И краска составлена из особого раствора, где нет чёрной краски.

Роберт Фладд "Великая тьма", 1617 год
Роберт Фладд "Великая тьма", 1617 год

Он не одинок во Вселенной

Не все знают (или все), что Казимир Малевич, по сути, не является первооткрывателем «треклятого» – чёрного квадрата. Не он автор шикарной идеи. Первое известное изображение «ровной черноты» создано английским философом, астрологом, чернокнижником и членом тайного мистического общества ордена розенкрейцеров Робертом Фладдом  в 1617 году. Он тогда работал над трактатом о Сотворении Мира. Философ именно так изобразил самый первый этап возникновения мира: первозданный хаос, – типа черного квадрата – ограниченный белыми полями. На полях он добавил приписку на латыни: «И так до бесконечности».

Гюстав Доре "Живописная, драматическая история святой Руси", 1854 год
Гюстав Доре "Живописная, драматическая история святой Руси", 1854 год

Гюстав Доре – популярный французский мастер гравюры. И известен он прежде всего иллюстрациями к Библии. В 1854 (55) году гравёр взялся писать иллюстрации «История Святой Руси». Самый ранний период, до 14-го века, Доре нарисовал как черный квадрат – с комментарием: «Истоки русской истории теряются в глубине древности». Ещё великолепно, остро (тоже) пошутил Поль Бийо в 1882 году… да, и он сквадратил и само собой – чёрный. И назвал свой неоценённый шедевр весьма тонко по тем временам «Ночная драка афроамериканцев в подвале». Ну, не задумывались тогда о толерантности. К прочему, Поль Бийо был обычным опереточным либреттистом и художник из него – как из жирафа балерина. Альфонс Алле ничего умнее не придумал, как скопировать Поля Бийо. «Битва афроамериканцев в пещере глубокой ночью» – у него какой-то неоригинальный квадратик вышел. Правда, имеются у него и геометрические фигуры в цвете. Но что они, по сравнению с «глубокой ночью». Но ярлыки дышали оригинальностью. Белый лист бумаги (без ничего) он именовал «Первое причастие анемичных девиц в пургу». Красная фигура – «Сбор помидоров апоплексическими кардиналами на берегу Красного моря». Жёлтая – «Желтушные азиаты, пьющие анисовый аперитив на пшеничном поле». По образованию художник-шутник был аптекарем, вроде и журналистом, композитором.

Альфонс Алле
Альфонс Алле

Казимира Севериновича тоже бросало в цвет супрематизма, как мы знаем. Но к глубокому сожалению, все вышеназванные товарищи не сыскали вожделенной славы в отличие от Малевича.

В итоге

Ну, если честно… О выдающемся произведении Малевича невозможно говорить абсолютно серьёзно. И стоять не стоится возле его картины с задумчивым тяжеловесным видом. Кидаться в толпу глубокомыслеными тезисами, теориями, заумностями – тоже не вариант. Ибо лезет она, улыбка, ухмылка и всё. Ведь молодец же! Сделал бабки, можно сказать, прямо из воздуха. Остальное, цепная реакция от общества, которое не пышет психическим здоровьем и здравомыслием, которому и надобно-то хлеба да зрелищ.

Когда Казимир Малевич подустал от своего лучезарного супрематизма, он вновь вернулся к пасторальным пейзажам.

Автор: Алексей Чугунов

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!