Найти тему

80 лет битвы под Прохоровкой

Сражение под Прохоровкой. Фрагмент диорамы «Курская битва»

Утром 12 июля 1943 года над позициями вермахта на Курской дуге взвились в воздух дымовые сигнальные ракеты фиолетового цвета. Этот сигнал означал: «Танки противника атакуют». Так началось сражение под Прохоровкой — одна из крупнейших, а возможно, самая грандиозная танковая битва в истории. На поле боя сшиблись сотни бронированных машин.
Как вспоминал участник сражения связист Сергей Мартынов: «Кругом стояли сплошной грохот и рёв. Солнца мы почти не видели: оно где-то плавало в дыму. Где были наши танкисты, где немецкие, тоже было не разобрать: и те, и другие выскакивали из своих горящих машин... Короче говоря, всё смешалось: железо, сталь, люди. Этот бой, состоявшийся 12-го июля, длился почти что до самого вечера».

По советским оценкам, в сражении участвовало около 1500 танков и бронемашин: порядка 800 — с советской и 700 — с германской стороны. Впрочем, иногда называют и значительно меньшие цифры. Бой под Прохоровкой стал кульминационным моментом Курской битвы.

-2

Рисунок Евгения Ведерникова. 1981 год

Любопытно отметить, что битва под Прохоровкой тоже стала предметом «деконструкции» и стёба для российских постмодернистов. Хотя что тут удивительного, если в ту эпоху — перестройки и Святые девяностые — планомерно осмеивались и подвергались развенчанию подвиги Маресьева, Матросова, Космодемьянской и всех других героев Великой Отечественной. Отрывок из романа «Числа» (2003) Виктора Пелевина:
«С большой картиной дело обстояло ещё мрачнее. Её автором был некий Лукас Сапрыкин — видимо, кто-то из богемных приятелей Сракандаева. Она называлась «Курская битва». Одного этого было достаточно, чтобы испортить Стёпе настроение на весь день. Но то, как именно Лукас Сапрыкин увидел Курскую битву, вызвало у Стёпы спазм предсердечной тоски. Картина изображала розовую «тридцатьчетвёрку», стоящую посреди поля, по которому бродили огромные тигры. На башне танка сидел на четвереньках голый человек в маске Бэтмана и гадил прямо в открытый люк».

«Розовым танком» автор намекал, очевидно, на возникшую в годы перестройки «моду» перекрашивать советские танки, оставшиеся в виде памятников в городах Восточной Европы, в издевательский розовый цвет.

-3

Советский танк в Праге, перекрашенный в годы перестройки в розовый цвет

Всё же хорошо, что эту историческую станцию по разоблачению и осмеянию героев войны и их подвигов мы, кажется, проехали...