Моя любимая летняя группа девятиклассников, пройдя темы авангардных экспериментов, приближается к "воздушной громаде" "Евгения Онегина". В этом году я расширила радиус приближения и решила подключить контекст не только русской, но и зарубежной культуры. Литературные произведения вырисовались сами из круга чтения главных героев. У Татьяны - "обманы Ричардсона и Руссо", у Онегина - Байрон, портрет которого находится в кабинете героя, у Ленского - Шиллер и Гёте.
Я погрузилась в Ричардсона, к которому раньше не проявляла интереса, - и поняла, почему от него были без ума женщины начала девятнадцатого столетия. В "Евгении Онегине" романами Сэмюэля Ричардсона зачитывается не только Татьяна, но и её мать, а также княжна Алина.
Дело в том, что произведения этого писателя воплощают женские фантазии о мужчинах. При этом героини всех трёх ричардсоновских романов остаются добродетельными. Ответственность за эротический компонент возложена на безнравственных мужчин. Представьте, в романе "Памела" (1740) молодой аристократ дарит прелестной служанке деньги, дорогие платья, бельё, а она не понимает, к чему это, и благодарит от всей души за доброту. Он уже говорит о своих желаниях напрямую - она отказывается и пытается уехать из его дома. Он с помощью домоправительницы одного из своих имений перехватывает её по пути к отцу, и Памела становится узницей в роскошном имении сэра Б. В конце концов сэр Б. предлагает Памеле брак, они женятся, и молодая женщина оказывает благотворнейшее влияние на своего мужа. Всё, о чем мечтает женщина, есть в этом романе: неодолимая страсть к ней, комфорт, сохранённое чувство собственного достоинства и исправившийся развратник. Пушкин называет подобные писания "обольстительным обманом".
А чего стоит поступок Ловеласа в романе "Кларисса"! Он похищает Клариссу (она, как добродетельная особа, до последнего остаётся в неведении, даже когда садится в карету героя). Ловелас пытается доказать Клариссе, что теперь ей нет пути назад, её репутация всё равно погибла. Он хочет физической любви. Нет! Кларисса добродетельна. Он предлагает ей брак - нет: она не уверена, что он достойный избранник. Между тем господин Ловелас не последний человек в обществе: блестящий богатый аристократ, правда, с репутацией развратника. А как, кстати, добродетельной читательнице из высшего общества пережить опыт с Ловеласом и остаться нравственно чистой? Ричардсон даёт Ловеласу в руки снотворное зелье. Он усыпляет Клариссу - и овладевает ей. Герой думает, что теперь-то уж у Клариссы нет выхода, но она отказывается и после этого от брачного предложения. Жить после этого она, конечно, не сможет. На последние деньги она покупает... гроб! Своё завещание, где всех прощает, обшивает чёрным шёлком и умирает!!! И через романные страсти прошла, и, между прочим, уела Ловеласа, который раскаялся в своём поступке. Итак, Кларисса, вовремя вписавшись в гроб, умирает от горя. Но... какая бы женщина хотела, чтобы её губитель потом жил дальше, многое понял, обрёл счастье с достойной женщиной? Правильно, его тоже нужно убить. И раскаявшийся Ловелас погибает на дуэли. Прекрасно, прекрасно!
Обращает на себя внимание, что эти достойнейшие героини не влюблены в положительных персонажей. Они вообще ни в кого не влюблены. Ну, мог бы Ричардсон описать любовь Клариссы к другому человеку, которого убирает со своего пути Ловелас! Но достойный герой тут особо не нужен, потому что героини явно ориентированы на взаимодействие с распутниками.
Кстати, в "Евгении Онегине" Татьяна представляет себя не Памелой - Клариссой. ("Воображаясь героиней своих возлюбленных творцов: / Клариссой, Юлией, Дельфиной...").
КАК Я ЧИТАЛА РИЧАРДСОНА
12 июля 202312 июл 2023
243
3 мин