Найти тему
История моды с Марьяной С.

Галантный век и цветочки

Ах, как я, признаться, люблю нежные цветочные рисунки на тканях XVIII века! Всевозможные растительные узоры были в моде и раньше. Но если в начале столетия это были крупные цветы, и платья их них казались массивными, то затем изящные наряды эпохи рококо потребовали не менее изящных узоров.

Платье "а ля франсез", 1760-65. (с) Из коллекции Музея Виктории и Альберта
Платье "а ля франсез", 1760-65. (с) Из коллекции Музея Виктории и Альберта

Начался настоящий бум на ткани, усыпанные по светлому полю букетами, гирляндами и отдельными цветочками! Причём со временем рисунки становились всё реалистичнее, и цветы были вполне узнаваемы. Например, на шелках, которые производили в Спитлфилдзе, одном из районов Лондона, можно насчитать до сорока видов цветов, от анютиных глазок до роз.

Когда ты не просто оцениваешь платье в целом, а присматриваешься к деталям, или же рассматриваешь ткани, из которых тогда, в XVIII веке, так и не успели ничего сшить, или любуешься рисунками, которым только предстояло воплотиться в материях, ты понимаешь, какая же это всё тонкая работа...

Платье "а ля франсез", 1760-65. (с) Из коллекции Художетсвенного мкзея округа Лос-Анджелес
Платье "а ля франсез", 1760-65. (с) Из коллекции Художетсвенного мкзея округа Лос-Анджелес

Однако благодаря тому, что цветы относительно редко разбросаны по кремовому или белому полю, создается впечатление необыкновенной воздушности, легкости, живости и жизнерадостности. И недаром, когда английский художник Уильям Хогарт описывал S-образные изгибы "линии красоты", он приводил в пример и эти изящные цветочные серпантины.

Правда, в конце века такие ткани из моды выйдут... Но ничего! Очарование цветочков эпохи рококо то и дело будет служить источником вдохновения для моды. Причём коснётся это не только платьев. Не жили ли вы в детстве в комнате с подобными обоями? :)

Шёлк, дизайн рисунка - Анна Мария Гартуэйт, 1740-е. (с) из коллекции Метрополитен-музея
Шёлк, дизайн рисунка - Анна Мария Гартуэйт, 1740-е. (с) из коллекции Метрополитен-музея

В первой половине восемнадцатого века в Англии работала Анна Мария Гартуэйт, художница, ставшая очень известной. Она создала огромное количество узоров для шёлковых тканей. И некоторые из них, к счастью, сохранились до наших дней. Эти ткани стали своеобразной классикой жанра – ведь если до той поры на английскую моду огромное влияние оказывала Франция, то постепенно вырабатывался собственный, узнаваемый "английский стиль". В цветочки, да-да. :)

Платье "англез", дизайн рисунка - Анна Мария Гартуэйт, 1740-е (платье переделано в 1780-х). (с) Из коллекции Музея Виктории и Альберта
Платье "англез", дизайн рисунка - Анна Мария Гартуэйт, 1740-е (платье переделано в 1780-х). (с) Из коллекции Музея Виктории и Альберта

Очень летние узоры, которые способны удержать лето и зимой.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков, тем больше статей!