Первый коммерческий и самый роскошный санаторий в Ессентуках открылся к сезону 1906 года. Здание, напоминающее по меньшей мере царскую резиденцию, появилось у входа в Лечебный парк, в пяти минутах ходьбы от знаменитого ванного здания в честь императора
«Азау» получил свое романтичное название в честь главного кавказского ледника, на который открывался вид с санаторской террасы.
Трехэтажное здание в стиле модернизированного классицизма было рассчитано на сто человек. Модный санаторий оснастили лифтом, телефоном, завезли голландские печи для отопления, венскую мебель, в нижних залах установили рояль, бильярд и читальню. «Азау» был оснащен всеми передовыми механическими устройствами для санаторно-лечебного толка: здесь лечили грязями и электросветоводометодом, а электрокардиограф и рентгеновский кабинет были единственными на курорте. С каждым сезоном концентрация богатейших людей империи и знаменитых артистов только повышалась.
В 1910 году сюда на отдых приехала «солнце русской сцены» Марья Гавриловна Савина. Муза Толстого и последнее вдохновение Тургенева была главной примой Александринского театра в Петербурге. Она была одинаково хороша в роли Полины из «Доходного места» Островского, Акулины из «Власти тьмы» Льва Николаевича и Верочки «Месяца в деревне» по Тургеневу. Это о ней Толстой написал жене «Нет, знаешь, это счастье, что я стар. Она прелестна! Насквозь умница! Огонь, жизнерадостность и заразительная веселость во всем ее существе».
Приехав Ессентуки, Савина произвела настоящий фурор. Дива императорских театров появлялась в парке после завтрака и пока ожидала очереди в ванну, проводила часы в тенистых аллеях, общаясь с почитателями. А 16 июля Марья Гавриловна предстала на сцене перед публикой в своей любимой роли — Юлии Тугиной. Билетов на единственный спектакль было продано в два раза больше, чем мест в зрительном зале. Спекулянты называли баснословные цены, и публика отдавала деньги не задумываясь.
«Спасибо за доставленное наслаждение. Ничто не может помешать вашему таланту сверкать и греть…Целую Ваши ручки и остаюсь навеки Вашим неизменным почитателем» - приложил записку к букету цветов в тот вечер Станиславский, который доставили Савиной в ее люкс «Азау».
После Революции санаторий национализировали, превратив в первую в Ессентуках советскую здравницу. От предметов роскоши и номеров «люкс», как пережитках имперской власти быстро избавились. А в 20-х годах сюда заселили на курортное восстановление 150 красноармейцев, политруков и командиров, которых приветствовал сам Михаил Калинин, сменив вывеску с название.
Спустя еще три года, когда на Водах собрался весь «цвет» партии, в бывшем «Азау» поселился самый знаменитый курортник — Иосиф Сталин. В Ессентуки его привела болезнь руки, и личные лекари советовали ему обратить внимание на местные грязи. Скрытный и подозрительный Сталин и здесь свое пребывание запечатал грифом «секретно» и в грязелечебницу через дорогу ходил только тщательно замаскированным. Несмотря на то, что с момента визита вождя народов прошел ровно век, его санаторно-курортная книжка по-прежнему засекречена. И лишь записочка-благодарность медсестре, которая отпускала Сталину грязевые процедуры — подлинное подтверждение его пребывания в Ессентуках. Карточка, написанная рукой Иосифа Виссарионовича, сейчас хранится в городском музее.
В годы Великой Отечественной войны и в месяцы оккупации «Азау» был госпиталем, а уходя из города немцы сбросили на него несколько бомб. Старинный фешенебельный пансионат уцелел практически чудом, от обстрела пострадал лишь флигель. Прошло более ста лет, но слава первого коммерческого санатория Ессентуков до сих пор витает среди курсовой публики. Ставший санаторием «Воронеж», он также востребован среди туристов, которые по утрам с террасы любуются как солнце скользит по хребту кавказских ледников.
Валерия Поддаева