#городпервых
Русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов совершил множество открытий в разных областях науки и техники. Он получил твердую ртуть, обосновал атомно-молекулярное строение вещества, наладил производство цветного стекла, предсказал существование материка на Южном полюсе, открыл атмосферу на планете Венера и изобрел «ночезрительную трубу» для наблюдения за предметами в темноте...
Многие из его открытий и изобретений опередили свое время. Одно из малоизвестных, но широко применяемых сегодня — «воздухобежный» аппарат, предшественник вертолета. В конце XIX века подобное устройство называлось «геликоптер», от греческих слов helix (винт) и pteron (крыло).
🚁Летательный аппарат тяжелее воздуха
12 июля 1754 года в Петербурге, во время заседания Императорской Академии наук Ломоносов продемонстрировал «изобретенную им машину, называемую им аэродинамической (воздухобежной)».
Это была заводная модель вертолета на пружине от часов с двумя несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях. Она поднялась в воздух на 20 метров!
Полет был зафиксирован в протоколе. Это первое в мире документированное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.
✈️Геликоптер да Винчи
Согласно историческим данным, первым о возможности построить геликоптер писал в XV веке Леонардо да Винчи. Он создал эскиз аппарата с изогнутыми лопастями для вертикального подъема в воздух. Но чертеж бы опубликован только в конце XVIII века. К этому времени Ломоносов уже придумал свою аэродинамическую машину и продемонстрировал ее полет.
💻Технологии
Ломоносов создал первый летательный аппарат вертикального взлета — прообраз современного вертолета и беспилотника.
Подъем машины обеспечивали спаренные винты на параллельных осях, вращающиеся в разные стороны. Михаил Ломоносов первым использовал «соосную схему» несущих винтов для подъема вертолета.
«Воздухобежная машина» русского ученого не подразумевала пилотируемых полетов, то есть о летающем человеке даже не думалось. Предполагался вертикальный беспилотный взлет без набора скорости. Именно такой принцип заложен в современных дронах.
💡Случайное изобретение
Ломоносов не собирался создавать вертолет — ученый исследовал электрические атмосферные явления. Изобретение летательного аппарата с винтами стало побочным эффектом этих исследований. Он был нужен для подъема в воздух «маленького термометра, дабы узнать градус теплоты на вышине».
Члены Академии наук порекомендовали доработать изобретение, но Ломоносов к летательной машине охладел и модернизацией заниматься не стал. Скорее всего, исследования заняли все время ученого.
Следующий вертикальный полет в истории человечества состоялся лишь в 1907 году — французский аппарат оторвался от земли всего на 50 сантиметров. На высоту в 20 метров, на которую поднялась машина Ломоносова, геликоптер взлетел лишь в 1920-х годах.