Найти тему
pensivekato

Перечитывая Стругацких...

Листок первый.

Недавно перечитал «Понедельник начинается в субботу» достопочтенных братьев Стругацких и, осмысливая прочитанное, оказался стоящим впритык к некогда «фундаментальному», но уже протухающему, труду американского философа Фрэнсиса Фукуямы. Его «Конец истории» возвысился над моим горизонтом мышления, пока только как интригующее наименование. Я даже, скользя взглядом по диагонали, немножко его «читнул».

Впрочем я зря с разгона взял саркастический тон и темп, труд этот достоин внимания, хотя бы как памятник философскому мышлению эпохи развитого американизма. Придётся, отложив на время Платона и Аристотеля, хорошенько с ним ознакомиться.

Но при чём же тут произведение Стругацких?

Опишу этапы своего осмысления этих двух произведений.

Френсис Фукуяма обстоятельно описывает окончательную победу либеральной системы человеческого общежития. А что это за система? Это система, позволяющая бескровно сосуществовать сонму, отстаивающих свои права, эгоцентристов. Однако, общество это перманентно находится в состоянии гражданской войны. Война эта — война против всех и друг с другом, и только закон ограничивает применение смертельных приёмов в этой войне. Само собой, что общество потребления — высшая фаза развития либерализма.

Само понятие либерализма, как сообщества свободных людей, в настоящее время сильно обесценилось, а вот существование общества потребления, наоборот, доказало свою абсолютную фактичность.

Либеральная идея и общество потребления взаимно поддерживают друг друга и одно вытекает из другого: каждый либерал является идеальным потребителем, каждый идеальный потребитель отстаивает идею либерализма. Историческое торжество этой неразлучной связки и предрекал Фукуяма. Предрекал в положительном ключе, хотя старался быть беспристрастным.

Данной самоподдерживающейся системе не нужен никакой поводырь или двигатель — она сама себя неплохо держит в бытии, ибо настолько лишена беспокойства и волнения, настолько воткнута в быт и витальность, что вывести её из равновесия может только какой-нибудь космический катаклизм: столкновение Земли с гигантским метеоритом или нашествие марсиан. Даже истощение природных ресурсов не приведёт к отмене данного положению вещей; оно будет продолжаться - истощаясь, мельчая и примитивизируясь.

Но, в общем, Фукуяма был прав: при полном воцарении либерально-потребительской формации общества, история, как череда величественных событий, действительно прекратится.

Самое интересное, что я не открываю здесь каких-то Америк: всё это было ясно ещё в XIX веке. Уже тогда было ясно, что общество потребления — самая пошлейшая форма существования человека. Маркс создал свою систему именно в противовес данной убийственной перспективе, - как то, что может противостоять отчуждению человека друг от друга и от многообразия бытия; чтобы избежать обожествления человеком вещей, и себя через вещи, и возбудить в нём любовь и уважение к другому человеку. Как? В свободном и коллективном труде, направленном на преобразование действительности.

А что же такое идеальный потребитель?

Оказывается и об этом знали задолго до наших времён. И вот тут я уже перехожу к Стругацким.

В повести-сказке «Понедельник начинается в субботу» есть такой персонаж: профессор Выбегалло.

Амвросий Амбруазович Выбегалло собственной персоной. Очень "красноречивый" лозунг на стене. Иллюстрация Евгения Тихоновича Мигунова.
Амвросий Амбруазович Выбегалло собственной персоной. Очень "красноречивый" лозунг на стене. Иллюстрация Евгения Тихоновича Мигунова.

Он одержим идеей доказать, что смысл существования человечества — счастье. А счастье оно может достигнуть лишь удовлетворяя материальные потребности.

Доказывая это, он искусственно вывел трёх гомункулов.

Первый — абсолютно неудовлетворённый.

Второй — неудовлетворённый желудочно.

Третий — абсолютно удовлетворённый.

Созревание третьего закончилось катастрофическим катаклизмом в результате которого гомункул загрёб все материальные ценности в округе, до которых смог дотянуться, попытался свернуть пространство и остановить время. Вот эта остановка времени и навела меня на мысль о конце истории, а там и к труду Фукуямы с таким же названием. Стругацкие показали жизненный цикл суперпотребителя. Одного единственного; как сейчас модно говорить - сферического в вакууме.

То, чему в XIX веке ужасались как крайне нежелательному будущему, Фукуяма представляет уже как свершившийся и даже желательный факт. Он уже констатирует наступление пошлейших времён, прикрывая их пошлость фиговыми листочками весьма условного либерализма. То, что ещё порицалось в СССР, как в стране, придерживающейся марксистского взгляда на историю, то, в капиталистическом мире, считалось спасением для, пребывающем в кислом экзистенциализме, западного человека.

После самоликвидации коммунистических сил в мире, противодействовать победному шествию deliberando consumeren* было уже некому.

И появился Фукуяма со своим «радостным» известием.

P.S. Некоторое время назад я читал OFF-LINE интервью Бориса Натановича Стругацкого на его сайте и был неприятно поражён его приверженностью западно-либеральным ценностям...

Как это? Вот, ставшая весьма актуальной, повесть «Хищные вещи века», вот Роман Ойра-Ойра (вроде положительный персонаж, в отличие от Выбегалло) вещающий: - «а Выбегалло не может взять в толк, что истинный исполин духа не столько потребляет, сколько думает и чувствует».

Что же такое начувствовал и надумал Борис Натанович, что отказался от своих прошлых убеждений? Устал быть исполином духа? Стал ископаемым, неадекватным и подверженным деменции? Закончил свои дни, пуская старческие слюни, на яркие картинки западной dolce vita**?

Как бы там ни было - мой дух всегда будет с Романом Ойрой-Ойрой и Иваном Жилиным.

* - (лат.) потребляющее сознание.

**- (ит.) сладкая жизнь.