Листок первый.
Недавно перечитал «Понедельник начинается в субботу» достопочтенных братьев Стругацких и, осмысливая прочитанное, оказался стоящим впритык к некогда «фундаментальному», но уже протухающему, труду американского философа Фрэнсиса Фукуямы. Его «Конец истории» возвысился над моим горизонтом мышления, пока только как интригующее наименование. Я даже, скользя взглядом по диагонали, немножко его «читнул».
Впрочем я зря с разгона взял саркастический тон и темп, труд этот достоин внимания, хотя бы как памятник философскому мышлению эпохи развитого американизма. Придётся, отложив на время Платона и Аристотеля, хорошенько с ним ознакомиться.
Но при чём же тут произведение Стругацких?
Опишу этапы своего осмысления этих двух произведений.
Френсис Фукуяма обстоятельно описывает окончательную победу либеральной системы человеческого общежития. А что это за система? Это система, позволяющая бескровно сосуществовать сонму, отстаивающих свои права, эгоцентристов. Однако, общество это перманентно находится в состоянии гражданской войны. Война эта — война против всех и друг с другом, и только закон ограничивает применение смертельных приёмов в этой войне. Само собой, что общество потребления — высшая фаза развития либерализма.
Само понятие либерализма, как сообщества свободных людей, в настоящее время сильно обесценилось, а вот существование общества потребления, наоборот, доказало свою абсолютную фактичность.
Либеральная идея и общество потребления взаимно поддерживают друг друга и одно вытекает из другого: каждый либерал является идеальным потребителем, каждый идеальный потребитель отстаивает идею либерализма. Историческое торжество этой неразлучной связки и предрекал Фукуяма. Предрекал в положительном ключе, хотя старался быть беспристрастным.
Данной самоподдерживающейся системе не нужен никакой поводырь или двигатель — она сама себя неплохо держит в бытии, ибо настолько лишена беспокойства и волнения, настолько воткнута в быт и витальность, что вывести её из равновесия может только какой-нибудь космический катаклизм: столкновение Земли с гигантским метеоритом или нашествие марсиан. Даже истощение природных ресурсов не приведёт к отмене данного положению вещей; оно будет продолжаться - истощаясь, мельчая и примитивизируясь.
Но, в общем, Фукуяма был прав: при полном воцарении либерально-потребительской формации общества, история, как череда величественных событий, действительно прекратится.
Самое интересное, что я не открываю здесь каких-то Америк: всё это было ясно ещё в XIX веке. Уже тогда было ясно, что общество потребления — самая пошлейшая форма существования человека. Маркс создал свою систему именно в противовес данной убийственной перспективе, - как то, что может противостоять отчуждению человека друг от друга и от многообразия бытия; чтобы избежать обожествления человеком вещей, и себя через вещи, и возбудить в нём любовь и уважение к другому человеку. Как? В свободном и коллективном труде, направленном на преобразование действительности.
А что же такое идеальный потребитель?
Оказывается и об этом знали задолго до наших времён. И вот тут я уже перехожу к Стругацким.
В повести-сказке «Понедельник начинается в субботу» есть такой персонаж: профессор Выбегалло.
Он одержим идеей доказать, что смысл существования человечества — счастье. А счастье оно может достигнуть лишь удовлетворяя материальные потребности.
Доказывая это, он искусственно вывел трёх гомункулов.
Первый — абсолютно неудовлетворённый.
Второй — неудовлетворённый желудочно.
Третий — абсолютно удовлетворённый.
Созревание третьего закончилось катастрофическим катаклизмом в результате которого гомункул загрёб все материальные ценности в округе, до которых смог дотянуться, попытался свернуть пространство и остановить время. Вот эта остановка времени и навела меня на мысль о конце истории, а там и к труду Фукуямы с таким же названием. Стругацкие показали жизненный цикл суперпотребителя. Одного единственного; как сейчас модно говорить - сферического в вакууме.
То, чему в XIX веке ужасались как крайне нежелательному будущему, Фукуяма представляет уже как свершившийся и даже желательный факт. Он уже констатирует наступление пошлейших времён, прикрывая их пошлость фиговыми листочками весьма условного либерализма. То, что ещё порицалось в СССР, как в стране, придерживающейся марксистского взгляда на историю, то, в капиталистическом мире, считалось спасением для, пребывающем в кислом экзистенциализме, западного человека.
После самоликвидации коммунистических сил в мире, противодействовать победному шествию deliberando consumeren* было уже некому.
И появился Фукуяма со своим «радостным» известием.
P.S. Некоторое время назад я читал OFF-LINE интервью Бориса Натановича Стругацкого на его сайте и был неприятно поражён его приверженностью западно-либеральным ценностям...
Как это? Вот, ставшая весьма актуальной, повесть «Хищные вещи века», вот Роман Ойра-Ойра (вроде положительный персонаж, в отличие от Выбегалло) вещающий: - «а Выбегалло не может взять в толк, что истинный исполин духа не столько потребляет, сколько думает и чувствует».
Что же такое начувствовал и надумал Борис Натанович, что отказался от своих прошлых убеждений? Устал быть исполином духа? Стал ископаемым, неадекватным и подверженным деменции? Закончил свои дни, пуская старческие слюни, на яркие картинки западной dolce vita**?
Как бы там ни было - мой дух всегда будет с Романом Ойрой-Ойрой и Иваном Жилиным.
* - (лат.) потребляющее сознание.
**- (ит.) сладкая жизнь.