В России часто бывает так, что органы полиции отказываются расследовать уголовное дело. Например, если хулиганы кого-то побьют, то пострадавшим потом бывает не только сложно добиться начала расследования, но иногда даже приходится доказывать свою собственную невиновность (а в случае самообороны дела обстоят совсем плохо для того, кто защищался, в России защищаться от хулиганов очень опасно с юридической точки зрения). В России нередко бывает так, что жертва сама виновата, и если нет такой видеозаписи, которая однозначно бы указывала на хулиганов, то хулиганы обвинят во всем потерпевших, а полиция может запросто принять эти обвинения как основание.
Почему у хулиганов проходит такой номер — потому что в обществе нет однозначного, четкого представления о том, что хулиган - это негативный персонаж. Культ насилия не позволяет однозначно определить хулиганов в разряд негативных личностей.
А если все-таки видеофикасция есть, тогда органы могут просто затягивать дело, откладывать его и пытаться всячески замять. В связи с этим появилась даже «старая добрая» традиция — просить обо всем лично Бастрыкина, а иначе никак. И не всегда это происходит из-за личных связей хулиганов. Это происходит так же и по причине соответствующего российского менталитета.
Но в комментариях под такими историями народ иногда пишет, что это якобы происходит по той причине, что иногда сами бывшие хулиганы идут работать в полицию, а затем такие полицейские «сочувствуют» другим хулиганам. Попробуем разобраться, действительно ли это является определяющим фактором в данной проблеме. Сначала рассмотрим несколько примеров.
- В Ревде подростки избили 8-летнего мальчика возле подъезда. Местные жители утверждают, что эта банда постоянно устраивает хулиганские акции в районе. Сначала по факту избиения ребенка было возбуждено уголовное дело, но вскоре дело закрыли. После вмешательства Бастрыкина расследование возобновилось, на данный момент следствие продолжается.
- В одном из спортзалов Новосибирска мужчину сильно избила местная банда. Все происходило при свидетелях. Конфликт начался из-за громкой музыки, после чего бандиты сказали, что они являются «ленинскими» (бандой «ленинских»), и поэтому они во всем правы, а мужчина должен перед ними извиниться. Когда он отказался, его сильно избили. После избиения они сказали пострадавшему, что в полицию идти бесполезно, поскольку их никто не станет преследовать. Пострадавший все же обратился в полицию, но по его словам, делу уже долгое время не дают ход.
- На Урале вынесли приговор участковому и его другу рецидивисту за изнасилование 12-летней девочки (ссылка на публикацию). Если полицейский совершает тяжкое преступление и у него есть друг-рецидивист — значит он точно сам из хулиганов.
- В городе Батайске трое участковых отправились на вызов по заявлению гражданина о краже телефона. Но полицейские были пьяны, и когда они приехали к потерпевшему, то заявили, что не хотят расследовать это дело. А чтобы потерпевший не писал больше никаких заявлений, они решили его избить и запугать. За потерпевшего заступился его брат и сожительница, и тогда они тоже были избиты полицейскими. Очевидно, что эти полицейские тоже выходцы из хулиганской среды.
Недавно в Кемерове вынесли приговор пятерым полицейским в связи с жестоким убийством девушки. Погибшую долго избивали в квартире, а потом задушили. Несколько часов она громко кричала, а соседи звонили в полицию и просили полицейских приехать. Но многочисленные обращения соседей были проигнорированы, и никто не приехал. В результате, не дождавшись приезда полиции, дверь вскрыли самостоятельно, но девушка была уже мертва. Все полицейские получили условные сроки за халатность.
В действительности, ни в одной организации невозможно собрать идеальный штат сотрудников и проверить досконально всех и каждого (а тем более, если профессия связана с насилием и агрессией). Но почему же тогда есть такие страны, где эти случаи происходят постоянно, а есть такие, где в виде исключения? Все дело в том, что результат работы любой организации всегда зависит от руководства — от менталитета начальства, от того, какие требования предъявляет руководство к своим сотрудникам, как оно осуществляет свой контроль и тп. Если руководство контролирует своих сотрудников должным образом и требует от них соответствия, тогда даже хулиганы будут худо-бедно выполнять свои обязанности в рамках этих требований. А если нет, тогда имеем то, что имеем.
Но если в рядах младшего и среднего рабочего состава может оказаться в буквальном смысле кто угодно, то на высшую руководящую должность в 99,9% случаев попадает только тот человек, который соответствует общепринятым в социуме представлениям и стандартам, и обладает идейно близким для всего социума менталитетом.
Менталитет высшего управляющего звена любой организации обязательно будет совпадать с коллективным менталитетом всего социума, а иначе такой человек как личность не сможет сформироваться в этом социуме в генерального руководителя какой-либо официальной организации.
Другими словами, самыми главными руководителями становятся только те люди, которые соответствуют представлениям данного конкретного социума о «правильном человеке» (за исключением единичных случаев). А затем, уже с этого поста, то есть с самых «верхов», и идет вся дальнейшая ситуация «в низы».
Отсюда можно сделать ряд выводов. Например, становится понятно, что причина такого «стиля» работы российской полиции кроется прежде всего в коллективном менталитете российского народа. Но тоже самое касается не только полиции, а вообще всей страны, любой ее организации. Просто из-за того, что работа полиции напрямую связана с насилием, влияние культа насилия проявляет себя наиболее ярко на этих примерах. Культ насилия проявляет себя и на всех остальных предприятиях России, но уже в косвенной форме. Например, на обычных предприятиях это может проявляться в допустимости травли, "буллинга" в рабочем "коллективе", в низком качестве товаров и услуг, в нарушении трудового законодательства, в беспределе начальства, в обмане потребителей, в нарушении технологий и тп. В результате, при любой форме культа насилия, начинается как производственная, промышленная деградация, так и разлагается коллективная мораль всего социума, моральные качества просто обесцениваются.
Таким образом, на примере работы российской полиции мы выявили преобладающие социальные механизмы российского общества. И в результате мы приходим к выводу, что только тотальная смена коллективного менталитета спасет российское общество.
На этом вторая часть данного исследования завершена. Больше материала по данной теме можно найти на канале в подборках «Скрепы», «Россия, внутренняя политика», «Преступность», а так же по ссылкам: