Верховный суд отменил требование о том, что после поверки приборов учета жильцы должны направлять документы об этом в управляющую компанию. Рассказываем, что изменилось для собственников жилья и управляющих компаний.
Новые хлопоты управляющих компаний
Ранее правила обязывали жильцов предоставлять в коммунальные службы документы, подтверждающие поверку счетчиков. С 1 сентября 2023 года Верховный суд признал недействительным подпункт «д» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах. Произошло это после того как один из потребителей подал иск с просьбой об отмене требования.
В результате суд принял сторону истца. В решении было сказано, что в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений, результаты поверки средств измерений подтверждаются информацией о результатах поверки, которая включена в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Это означает, что они по-прежнему обязаны следить за счетчиками, но направлять свидетельство о поверке в коммунальные службы не должны. Теперь управляющие компании будут сами разбираться, кто из собственников жилья проконтролировал счетчики в срок, а кто нет. Сведения о поверке хранятся в информационной системе Росстандарта.
Наказание рублем
Приборы учета ввели для экономии природных ресурсов и денег потребителей. Если счетчиков нет, плату рассчитывают по нормативу, в который заложены повышенные расходы воды. В каждом субъекте разные тарифы. Однако на плечи жильцов, у которых будут счетчики, ложатся расходы на поверку и опломбировку.
Любой прибор учета нужно в определенные сроки поверять для того чтобы проследить, корректно ли он учитывает показания. Поверку счетчиков воды проводят раз в 3–5 лет. Срок их службы составляет 10–12 лет. С электросчетчиками реже — раз в 15–20 лет. Регулярность поверки газовых счетчиков зависит от их модели и сведений, которые указаны в паспорте прибора. Может быть необходима поверка раз в четыре года, а иногда — раз в 12 лет.
Если прибор учета есть, но жилец несвоевременно его поверил, в первые три месяца управляющая компания будет рассчитывать плату по данным за предыдущие полгода. Далее будут считать с повышающим коэффициентом — 1,5.
Аккредитованные компании и ИП поверяют приборы учета. Мастер приходит в квартиру к жильцу и присоединяет эталонный счетчик. Далее открывает кран, чтобы пропустить немного воды. Этого достаточно, чтобы посмотреть, совпадают ли показания эталонного прибора и счетчика жильца. Если все соответствует, собственнику жилья дают свидетельство о поверке. Специалист, который поверял прибор, должен внести сведения в информационную систему Росстандарта.
Ранее управляющие компании отказывали в перерасчете, если жилец поверил счетчик позже положенного срока или не предоставил данные об этом. Минстрой в феврале этого года дал пояснения по этому вопросу.
Если поверка счетчика проведена, это свидетельствует о том, что прибор ранее был исправный и показывал верные данные. С даты окончания поверки и до очередной поверки необходимо сделать перерасчет по показаниям, а не по нормативу.
Если оплачивать ЖКУ дебетовой картой Opencard МИР от Банка «Открытие», то можно сэкономить на кэшбэке, а также на покупках у партнеров банка — до 30%. По счету «Копилка» начисляют доход 7,5% годовых. оформить карту можно на нашем сайте.
Как вы считаете, если срок эксплуатации счетчика 10–12 лет, стоит ли делать регулярно его поверку? У вас стоят приборы учета в квартире или платите по нормативам? Расскажите, что для вас выгоднее?
Автор: Татьяна Бабикова