Найти тему
Мир Музея

Какую обувь носили тагильчане в XIX веке?

Город Нижний Тагил — крупнейший промышленный центр Урала. В XVIII – XIX веках он развивался как заводской посёлок. Решая проблему трудовых ресурсов, владельцы заводов Демидовы привозили на Урал людей из самых разных концов Российской империи — центральных районов, Малороссии и других. Переселенцы из разных областей приносили на Урал свои традиции, способы ведения хозяйства и трудовые навыки.

Население адаптировалось в трудных природных условиях, перенимая друг у друга различный опыт и нарабатывая новый. Этот процесс коснулся и производства обуви.

У жителей Нижнетагильска и его окрестностей большой популярностью пользовалась кожаная обувь. На Урале климат достаточно суров. Относительно сухое и тёплое лето занимает лишь небольшую часть годового периода. Зимы снежные и холодные. Но наибольшую проблему составляет межсезонная весенняя и осенняя распутица, когда дороги (особенно между населёнными пунктами) могут превратиться в непроходимое препятствие. В конце XѴIII – начале XIX века проблема дорог на Урале стояла особенно остро.

Продолжалось активное освоение территорий, многие транспортные пути прокладывались наспех, большое количество гужевого — конного — транспорта также влияло на качество проходимости. Особые требования к обуви предъявляли и производственные условия при работе в горячих цехах (в условиях повышенных температур) и в забое шахты, где постоянно стояла вода.

К лаптям — плетёной обуви из лыка, популярной в центральной России, — в Нижнетагильске сложилось определённое отношение, выраженное в поговорке: «Мы заводские! А заводские, как городские, не деревенские — лаптей не носят».

На Демидовских заводах в первую очередь условия жизни диктовало производство. В Нижнетагильском железоделательном и Выйском медеплавильном заводах работу называли говорящим словом «огненная». Появляться на производстве в лаптях или в другом виде обуви, изготавливаемой из легковоспламеняющегося материала, было попросту неразумно. В шахтах и руднике добыча полезных ископаемых затруднялась близким расположением грунтовых вод к поверхности земли, поэтому рабочим также приходилось заботиться о практичной, прочной и удобной обуви. Старательский труд — добыча золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней — также напрямую связан с водой.

В Нижнетагильском посёлке была широко распространена обувь как кустарного, так и фабричного производства. Изготовлением обуви занимались сапожники-чеботари из материалов привозных, как правило, приобретённых на ярмарках, чаще всего на Ирбитской.

Чем же примечательна обувь тагильчан XIX столетия?

Например, бродни, которые использовали работники рудников. Они сделаны из толстой бычьей кожи (тонкая или средняя кожа во влажной среде быстро бы приходила в негодность), голенище сапога имеет большую высоту, часто на его вершине были специальные ременные петли для фиксации сапога за пояс рабочего. Нижняя часть подбивалась не железными, а деревянными гвоздиками (в народе именуемыми «шпильками» или «шпильём»). Дерево имеет полезное физическое свойство — увеличиваться в размере («разбухать») во влажной или мокрой среде, тем самым максимально закрывать пространства в отверстиях подошвы.

Дополнительной страховкой от протекания подошвы сапога было размещение «шпилья» в два ряда (гвоздики во внешнем и внутреннем ряду шли в шахматном порядке относительно друг друга). Кроме рабочих железного и медного рудников бродни носили старатели. Такие сапоги незаменимы и для рыбалки, популярной среди заводского населения.

Мастеровые бережно относились к кожаной обуви, которая была достаточно дорогой. Поэтому большое распространение получили практичные сапоги «с притачкой». Эти сапоги можно назвать вечными, их действительно покупали не так часто и могли по мере необходимости передавать от отца к сыну, даже если те имели совершенно другой размер стопы. Секрет заключался в особом строении самого сапога. Он состоит из двух частей: верхней — голенища, и нижней — «притачки». Само слово «притачка» — производное от слова «притачать», что означает «пришить, соединить что-то между собой». Материалом для таких сапог служила яловая (коровья) и конская кожа средней толщины. Эти сапоги удобны тем, что при повреждении пары обуви (например, износа «притачки» или разрыва голенища) нет никакой необходимости в полной её замене. Достаточно отсоединить повреждённую часть, заменив новой, возможно, даже по ноге следующего владельца сапог.

Во время работы, чтобы обезопасить обувь, сверху на сапоги надевали «конопляники» — плетёные из грубо обработанной конопли калоши.

Несомненно, на качество обуви сильно влиял достаток семьи. Этот фактор остаётся неизменным на протяжении веков. Добротная, красивая обувь всегда была предметом гордости как женщин, так и мужчин. Особый интерес составляет мужская праздничная обувь — сапоги «гармошкой» или сапоги «с набором». Отличались эти сапоги особым способом обработки голенища — созданием различных декоративных складок и заломов. «Наборы» могли быть разной степени сложности: от простого (несколько складок в основании голенища) до сложных — четырёхгранников и восьмигранников.

Изготовление такой обуви требовало от чеботаря высокого уровня мастерства в обработке голенища. Эти сапоги изготавливали из более тонкой и дорогостоящей кожи — сафьяна (кожа телёнка или козы). Цена таких сапог, соответственно, была значительно выше, поэтому чаще всего сапоги с набором покупались к свадьбе, являлись частью свадебного наряда жениха.

Особым шиком был скрип, издаваемый такими сапогами при ходьбе. Для скрипа мастер при изготовлении сапог клал между стелькой и подошвой сухую бересту. Чаще всего этнографы и исследователи русского народного костюма объясняют обязательный «скрип» необходимостью привлечь внимание окружающих к дорогой и красивой покупке. После всех торжеств эта обувь надевалась только по особым случаям, праздникам, например на гуляние на Лисьей горе в день Николы Вешнего. Именно по сапогам в праздничный день тагильские девушки на выданье могли определить, свободен или женат приглянувшийся им молодой человек.

Женскую обувь следует отметить особо. Сапог как таковых женщины
не носили. Чаще всего на ногах тагильчанок были башмаки или полу- башмаки. У представительниц более обеспеченных слоёв населения были ботиночки на французском каблучке. Такие ботиночки, как и мужские сапоги «гармошкой», распространены в тагильском свадебном обряде. Считалось хорошим тоном за неделю или десять дней до венчания преподнести невесте такую пару. После принятия ботиночек невеста уже не имела права отказаться выходить замуж.

Городская европейская мода, которой придерживались представители администрации, купечество и заводская интеллигенция, предполагала ношение определённого вида обуви — штиблет, ботинок, туфель. Она не производилась в Нижнетагильском посёлке — её надо было выписывать на заказ или покупать в магазинах местного купечества.

В Музее быта и ремёсел горнозаводского населения отдельный зал посвящён сапожному делу. Мастера чеботарного дела в зависимости от уровня мастерства занимались мелким ремонтом обуви или изготовлением частных заказов. Зажиточные кустари содержали собственные «заведения».

Часто мастерскими служили подсарайные избы — хозяйственные отапливаемые постройки на одно-два окна, расположенные во дворе жилого дома сапожника. Гордостью зажиточных сапожников были швейные машины Singer — дорогие и надёжные. На швейной машине трудился, как правило, сам владелец «заведения».

В крупных «фабриках» соблюдалось строгое разделение труда. По воспоминаниям Д. Л. Бородина — потомка тагильской династии обувщиков, в мастерской его отца один работник — сильный — занимался вытяжкой сапог, другой (подмастерье) работал на подшиве ботинок — «набирал» каблуки, а сам хозяин на швейной машине отстрачивал заготовки. Реконструкция такой сапожной мастерской — со швейной машиной, со всеми инструментами, колодками и заготовками — сделана в музейной экспозиции.

Автор: Мария Миронова, журнал МИР МУЗЕЯ, май, 2019 год.
Музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Фото:
1. - Здание Музея быта и ремесел горнозаводского населения.
2. - Экспозиции «Сапожная мастерская. Конец XIX в.».
3. - Экспозиция «Сапожный промысел».

#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2019 #НижнийТагил #музейзаповедникГорнозаводскойУрал #настоящиеценностибудущего #знание