Продолжение истории жизни знаменитой художницы эпохи ар-деко. Предыдущая часть здесь⤵️
Материнская любовь и шляпы
После развода с мужем ее утешением стала дочь. Кизетта часто позировала своей Сhèrie -- так она называла мать, а любовь Тамары выражалась в великолепных портретах. Большинство друзей даже не знали, что у Тамары есть дочь, и она это не афишировала. Позднее, когда Кизетта стала превращаться в молодую женщину, Тамара представила ее как свою сестру.
«Я живу для своего искусства. У меня нет детей. Мои дети -- мои картины»,
-- сказала она в 1941 году в одном интервью.
«Когда мы гуляли, она одновременно замечала десять разных вещей, которых другие просто не видели, и заставляла задуматься: надо же, в каком увлекательном месте я живу! Разглядывание магазинных витрин она превратила в игру -- мы потом старались вспомнить, что там было выставлено. И, конечно, она всегда помнила больше», -- пишет в книге воспоминаний о матери Passion by Design Кизетта.
Тамара старалась быть хорошей матерью и время, которое проводила с Кизеттой, целиком посвящала ей. Они вдвоем путешествовали по Италии, Испании и Греции, но большую часть детства и отрочества Кизетта провела в частных интернатах и в компании бабушки Мальвины.
Однажды, когда Тамара задержалась в своих странствиях и позвонила из Америки, что ее не будет дома на Рождество, потому что какой-то ковбой пригласил ее погостить на своем ранчо, обычно лояльная Мальвина вдруг потеряла терпение. Вот что потом расскажет в воспоминаниях Кизетта:
«Бабушка подошла к шкафу, где Chèrie хранила свою огромную прославленную коллекцию шляп, и стала рвать их на куски и бросать в огонь камина. Она делала это в полной тишине и позднее никогда не объясняла своего поступка».
Баронесса с кисточками
Хотя Лемпицка развлекалась с молодыми и красивыми любовниками, чувство надежности и хорошую компанию ей обеспечивали более зрелые мужчины.
В 1934 году, будучи в зените славы, Тамара вышла замуж за давнего знакомого, одного из самых серьезных покупателей ее картин, венгерского барона еврейского происхождения Рауля Куфнера. Союз с Куфнером для Лемпицки был важен по двум причинам. Во-первых, он обеспечивал материальную стабильность независимо от ее профессиональной деятельности. Во-вторых, с Ролли Тамара могла делить любовь к искусству, путешествиям и изысканной кухне, а романтику и секс новобрачные в свою жизнь не впутывали. Друзья, наблюдавшие за их отношениями, и вообразить не могли, что эти люди могут быть сексуальными партнерами, но пару объединяли привязанность и взаимное уважение.
В одном интервью Тамара высказалась так:
«Мой первый муж был очень красив. У второго был характер».
В юности она вышла замуж, потому что по уши влюбилась в Тадеуша, теперь -- чтобы обеспечить себе стабильное будущее. Но брак без романтики был не так прост. Тамара все чаще погружалась в бездну черной депрессии, когда неделями не вставала с постели. И ее искусство после свадьбы с бароном заметно изменилось. Вместо богатых, прославленных и красивых Лемпицка стала писать уличных музыкантов, беженцев, крестьян и святых.
В 1939 году, когда завтраки с шампанским на террасе были прерваны рокотом барабанов нацистских маршей, Куфнер и Тамара собрались в Америку. Пока в Нью-Йорке на Пятой авеню обустраивали роскошный дуплекс -- особняк с двумя входами, они поселились в Беверли-хиллс. Тамара торопилась познакомиться с голливудскими знаменитостями и следующие два года ежемесячно развлекала в своем доме сотни гостей. Скоро такая жизнь с размахом стала нервировать Куфнера. Ему пришлось продать свою огромную коллекцию произведений искусства. Устав от непрерывной суеты и светских бесед, барон все больше времени проводил на охоте в Австрии и Монтане.
Лемпицка рекламировала себя в прессе, рассказывая, что еле успевает удовлетворять огромный спрос на свои картины и одновременно пишет по меньшей мере шесть полотен. Но для Америки она была всего лишь «баронесса с кисточками», которая, «навесив на себя несколько фунтов драгоценностей, носит огромную сумку из шкуры по крайней мере одной свиньи, кремово-белый тон которой перекликается с цветом ее лимузина».
В интервью она выступала как эксперт в области ухода за собой, и на одной из ее выставок можно было даже приобрести брошюру «Урок флирта», в которой Лемпицка давала такие советы:
«Не размахивай ресницами -- это слишком бросается в глаза» и «Помни о голосе. Низкий. Нежный. Никогда -- резкий или высокий».
Отбросив свой прежний стиль как несовременный, она пыталась попасть в струю, создавая сюрреалистические натюрморты с человеческими ладонями, пушистые геометрические композиции по образцу абстрактного импрессионизма, и, наконец, остановилась на пастозно написанных лебедях.
Жан Кокто сказал, что Лемпицка «одинаково сильно любила искусство и высшее общество». Ее желание одновременно покорить обе эти вершины кончилось тем, что в мире искусства ее стали воспринимать как дилетантку из высшего общества, а в высшем обществе -- как непонятную и экзальтированную карикатуру на художницу.
Окончание здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Анна Морозова (с) "Лилит"