Уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой, добавляем детали и особенности гибели боевых единиц (насколько можем). Уже дошли до 1918 года и уже не далек тот момент, когда активная фаза борьбы на море закончится, и уже "маячит тень" Скапа-Флоу. Но мы все равно продолжаем.
Как выяснилось, не все современные справочники имеют верную информацию. По этой причине, на основе справочника Шишова А.А. мы вспомним потери в корабельном составе в хронологическом порядке, без учета флотов, ТВД, событий. Надеемся, что "коллективный разум" наших читателей позволит проверить сведения, может что-нибудь и дополнить, скорректировать.
Всегда благодарны за уточнения, замечания и дополнения, стараемся их использовать. Если есть данные для корректировки - прошу указать источник, который можно было бы добавить в статью, или на основании которого можно скорректировать выявленные неточности.
1918 год
март
21 - Миноносец А7 потоплен в проливе Ла-Манш у Ньюпортской банки французским эсминцем "Капитан Мель". Погибло 23 человека.
Для справки: относился к типу А, I серии. Построено 25 единиц на верфи "А.Г.Вулкан" в Гамбурге. Заложен в 1914 году, вошел в состав флота 15 апреля 1915 года.
По проекту: водоизмещение: 137 т (в полном грузу)/проектное - 109 т. Размерения: 41,58х4,6х1,52 м. Механизмы: одна трехцилиндровая ПМ, один ВМ котел. Мощность 1200 л.с. Скорость - 20 узлов. Дальность плавания - 900 миль (12,5 узлов), 440 миль (19 узлов), запас топлива - 24,5 т угля. Вооружение: 1-52-мм орудие, 2-450-мм ТА, 4 мины заграждения, трал. Экипаж -28 человек (м.б.1 офицер).
1 марта 1918 года в 3:48 пять миноносцев, совместно с эсминцами флотилии Z, провели обстрел Дюнкерка. При этом миноносцы А-7 и А-19 были выставлены на якорях в качестве маяков для группы обстрела в точке с координатами 51°15'N и 02°40'O. Стоящие неподвижно корабли с огнями быстро стали добычей французских эсминцев "Капитан Мель" и ""Буклэ", которые ок. 06:00 практически безнаказанно потопили их артиллерией и торпедами с большей частью экипажа.
По другой версии А7 смог уйти от британского лидера "Бота", но его догнали подошедшие французские эсминцы "Капитан Мель" и "Букле". Миноносцу А-7 уйти не удалось - получив несколько снарядов с французских эсминцев, он затонул. А вот обстреливавшие береговые позиции эсминцы поставили дымовую завесу и скрылись.
21 - Миноносец А19 потоплен в проливе Ла-Манш у Ньюпортской банки таранным ударом британского лидера "Бота". Погибло 19 человек.
Для справки: относился к типу А, I серии. Построено 25 единиц на верфи "А.Г.Вулкан" в Гамбурге. Заложен в 1914 году, вошел в состав флота 15 октября 1915 года. Основные ТТХ как у А7.
Погиб вместе с А7 при обозначении места для обстрела побережья другим кораблями.
По другой версии, немецкие корабли отходили, когда и нагнали французские и британские миноносцы. Пять эсминцев дивизиона Z проскочили под носом английского лидера, но два следовавших за ними миноносца А-19 и А-7 отстали - их 19-узловая скорость не позволяла угнаться за "цершторерами". На десятой минуте боя в кормовую кочегарку "Боты" угодил вражеский снаряд - и скорость лидера начала падать. Выпустив вдогонку уходящим ЭМ две торпеды, командир "Боты" резко повернул и ринулся прямо на А-19. Тот не успел увернуться, и острый форштевень лидера рассек немецкий миноносец на две части. Затем тарану чуть было не подвергся и А-7, но "Бота" проскочил мимо, успев дать залп всем бортом. Лидер развернулся, чтобы прикончить А7, но в этот момент на нем вышла из строя динамо-машина, и на корабле погас свет, и он отказался от атаки.
23 - Подводная лодка-минный заградитель UC56 повреждена глубинными бомбами вооруженной яхты США "Кристэбэл". 24 марта 1918 года интернирована в Сантандере (Испания), 26 марта 1919 года передана Франции на металлолом.
По другим данным, субмарина 18 мая вышла очередной раз в море, но была вынуждена прекратить поход так как вышли из строя оба электродвигателя. В этот момент, ПЛ находилась в Бискайском заливе.
Задачу по установке мин выполнить не удалось, домой вернуться не вариант, командир принял решение интернироваться в ближайшем порту, им и оказался Сантандер (Испания).
23 - Тральщик М36 подорвался на мине и затонул в устье реки Эмс (Германия). Погибло 4 человека.
Для справки: Принадлежал к типу М27- (вторая серия типа М-1). Водоизмещение - 425/456 т, размерения: без изменений, вооружение: усилено -3-88-мм/27 орудия SK L/30 C/89, мины, тралы. Отличительная особенность от первой серии: оба котла устанавливались в отдельных отсеках, что увеличивало живучесть двигательной установки.
23 - Тральщик М40 подорвался на мине и затонул в Северном море в 35 милях севернее о.Флиланд. Погибло 8 человек, по данным немецкого специализированного сайта погибло 7 человек. ТТХ - аналогичны тральщику М36.
К сожалению, других подробностей гибели перечисленных кораблей найти не удалось.
Источники: Шишов,А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996, 104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; "Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine. H.Bendert; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну. 1914-1918. /Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу)/ Морская коллекция, 1996, № 3.- 26 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./ Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грэй, Э. Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914-1918 гг./ Э.Грей. - М.:ЗАО "Центрполиграф, 2003. - 286 с.