В жизни каждого человека порой случается так, что его принуждают делать то, что он не хочет, и что ему самому не надо. «Принуждатели» владеют методами манипуляций, которые помогают им это осуществлять.
Все они преследуют корыстные цели, и вы в свой черед должны вооружиться способами защиты от них.
Все мы еще в раннем возрасте были приучены воспринимать слова наших родителей, воспитателей детского сада, учителей в школе, как истину в последней инстанции, которая сомнениям и критике не подлежат по определению.
Повзрослев, такая ситуация начинает распространяться на начальников на своей работе. Так же воспринимаются заверения людей, обладающих более сильным характером, чем у нас.
Пытаться управлять нашим поведением могут люди, не обязательно занимающие какие-то высокие должности. Это могут быть продавцы, администраторы, вахтеры. Секрет заключается в том, что от них зависит удачный выход из той ситуации, в которой мы неожиданно оказались.
Отдельная песня, когда со своими просьбами к нам обращаются родственники, соседи, знакомые, коллеги. Так не хочется их обидеть, да и портить с ними отношения. Но, когда они замечают, что на их просьбы с вашей стороны отказа не бывает, они входят во вкус, и начинают проявлять к вам свое усиленное корыстное «внимание». Следует не осуждать их, а учиться грамотно и вежливо осаждать их порывы.
Каждый взрослый человек должен обладать умением и критическим мышлением, чтобы распознавать истинные намерения людей, обращающихся к нему с просьбой, за советом, или уже с приказом. Ваша излишняя доверчивость послужит улучшению чьей-то чужой жизни, но не вашей собственной. Напоминаем, что она у вас одна.
Быстро распознавать ситуацию поможет запоминание слов-маяков, которыми так успешно пользуются манипуляторы:
· надо;
· нельзя;
· выручи;
· ты обязан;
· мне так плохо;
· ты сумеешь лучше;
· не сделаешь, значит, ты плохой.
Одни из наиболее частых просьб – одолжить деньги, посидеть с ребенком, помочь с ремонтом, подвезти на машине.
Совсем не рациональное поведение, когда человек начинает помогать, не дожидаясь просьбы. Часто свое видение ситуации и своя роль в ней с действительностью ничего общего не имеют. Ваша инициатива может быть воспринята весьма негативно, после чего настроение надолго будет испорчено.
Имеется еще одна опасность. У людей, любящих эксплуатировать других, есть стойкая тенденция увеличивать свои аппетиты по отношению к тем, кто всегда с готовностью откликается на их просьбы и никогда от них не отклоняется.
Однако, у такого покладистого человека наступает предел, кончаются силы, да и могут одолевать собственные заботы. Тогда отказ будет восприниматься с его стороны, как оскорбление. Все его прошлые заслуги мгновенно будут перечеркнуты.
Все сказанное вовсе не означает, что отказывать следует всем и всегда. Вполне согласиться можно на вежливую просьбу, которая имеет одноразовый характер.
Но, если уж приходится отказывать, то ни в коем случае нельзя при этом испытывать чувство вины. Это ваше неотъемлемое право – самому решать, как вам следует себя вести при различных ситуациях.
Не забывайте, что вы должны не грубить, отказывая, а соблюдать вежливость, желательно обосновывая свою решение. Впрочем, не возбраняется просто произнести решительное и твердое «Нет», без объяснений, и не испытывать со своей стороны угрызения совести.