Найти тему
Наука и фантастика

Яростное ликование звезд: загадка "Турангалилы"

Картинка от нейросети Кандинский 2. В стиле Василия Кандинского.
Картинка от нейросети Кандинский 2. В стиле Василия Кандинского.

Продолжаю разговор о звездных образах в музыке великого французского композитора Оливье Мессиана (1908-1992).

С птицами и звездами мы вкратце разобрались в предыдущей статье. Там я нарочно не стала затрагивать еще одну важную составляющую философии и эстетики Мессиана: его увлечение неевропейскими культурами, которое сказалось и на его музыкальном языке. Оставаясь всю свою жизнь страстно верующим христианином, Мессиан воспринимал мироздание как единое целое, что делало его взгляды на жизнь весьма широкими. Еще учась в Парижской консерватории, он подружился со студентом, приехавшим из Индии, и тот раскрыл для него мир классической индийской музыки, который оказался не менее изысканным и сложным, чем мир европейской классической музыки. Теория ритма, созданная впоследствии Мессианом, во многом основана на древнеиндийских паттернах. Никаким буддистом, индуистом, кришнаитом или йогином Мессиан от этого не стал, просто включил индийскую культуру в свой собственный мир.

Но не только индийскую! В его музыке представлены и другие культуры. Например, японская - в сюите для фортепиано и камерного "Семь хайку (японские эскизы)", написанной в 1962 под впечатлением путешествия в эту страну. Или южноамериканская - вокальный цикл "Ярави: песнь любви и смерти" (1945).

Самым известным и самым крупным произведением Мессиана на неевропейскую тему осталась его грандиозная - единственная в его творчестве - симфония "Турангалила" (1946-48, окончательная редакция - 1990).

Обложка диска, выпущенного в 2014 году в Финляндии.
Обложка диска, выпущенного в 2014 году в Финляндии.

В оформлении дисков "Турангалилы" не случайно нередко используется образ пламенеющего или кровоточащего сердца. В основе внутреннего сюжета - миф о Тристане и Изольде как символ вечной любви, устремленной навстречу смерти и запечатленной в вечности.

При этом название симфонии отсылает к понятиям древнеиндийской философии. Оно многозначно. Композитор пояснял, что соединил два слова из санскрита: turaṅga (तुरङ्ग) и lila (लीला), создав единое сложное понятие. "Лила" - это "игра", которая может пониматься и как игра во вселенском, космическом масштабе, когда божественная сила, играючи, создает и уничтожает целые миры.

Картинка от нейросети Кандинский. 2.
Картинка от нейросети Кандинский. 2.

В то же время Lila - это и любовная игра, любовь как соединение разных начал.

"Туранга", по словам Мессиана, это время, мчащееся как галопирующий конь и утекающее как песок в песочных часах. "Туранга - это движение и ритм". В итоге, "Турангалила" означает и "Песнь любви", и гимн радости, времени, движению, ритму, жизни и смерти.

Симфония длится почти полтора часа и состоит из десяти частей, обрамляемых вступлением и финалом. Внутри - чередование лирических и активных образов, то есть мечтательной любви и мчащегося времени.

  1. Вступление (здесь излагаются три сквозные темы симфонии).
  2. Chant d’amour (Песнь любви)
  3. Turangalîla 1.
  4. Chant d’amour 2. (Песнь любви 2).
  5. Joie du sang des étoiles (Кровавое ликование звезд)
  6. Jardin du sommeil d’amour (Сад любовного сна).
  7. Turangalîla 2.
  8. Développement d’amour (Развитие любви).
  9. Turangalîla 3.
  10. Финал.

В центре находится пятая часть под названием "Кровавое ликование звезд". Я не рискнула вынести это название в тему статьи, а то вдруг цензуре дзена померещится что-то предосудительное. Но именно об этой части я хочу поговорить поподробнее.

В свое время она меня поразила своим эстрадным звучанием. Возникла даже мысль, те ли звезды тут имеются в виду, или "этуали" масскульта. Чистый Голливуд. Музыка легко воспринимается, мгновенно запоминается и обычно производит фурор в зале. Зато ученик Мессиана, Пьер Булез, строгий эстет и адепт чистого авангарда, "Турангалилу" на дух не переваривал (и эту часть, думаю, прежде всего).

Разнузданная пляска звезд перестает казаться поверхностно-шумной, если воспринимать ее в контексте других сочинений Мессиана 1940-х годов.

Это, прежде всего, "Квартет на конец времени", написанный во время пребывания Мессиана в лагере для военнопленных в 1941 году. В квартете имеется часть "Танец ярости для семи труб" - имеются в виду трубы Страшного суда, описанные в книге "Апокалипсис".

Важно и другое сочинение, уже упомянутое мною здесь - "Ярави", вдохновленное фольклором индейцев кечуа, потомков древних инков Перу и Чили. "Ярави" - до сих пор бытующий в этих местах жанр, песня-жалоба, исполняемая очень громко и пронзительно. Мессиан не копировал народные образцы, а создал собственную поэму о трагической участи влюбленных, безымянного юноши и девушки по имени Пируча, "зеленой голубки". Юноша попадает под непреодолимую власть древних богов и космических сил, которые требуют от него совершить кровавое жертвоприношение на алтаре, заброшенном среди джунглей. Пируча понимает, какая судьба ее ждет, но готова погибнуть от руки любимого. После жертвоприношения юноша кончает с собой. Звезды восторжествовали и получили желаемое.

Фрагмент театрализованное исполнения "Ярави" (Москва, 2017): Мария Остроухова и Александр Шайкин. Съемка моя. Песня "Слоги".

Собственно, "Турангалила" - тоже примерно об этом. А если взглянуть шире, то реальные нравы звезд и прочих космических объектов (галактик, черных дыр, комет, астероидов) отнюдь не отличаются идиллической безмятежностью. Астрономы и астрофизики используют такие колоритные термины, как "галактический каннибализм" (между прочим, прямо сейчас начинается медленное поглощение Млечного пути Большим и Малым Магеллановым облаком).

Монтаж слияния различных галактик (фотографии телескопа Хаббл). Считается одним из лучших изображений, размещенных в Викискладе. Свободная лицензия.
Монтаж слияния различных галактик (фотографии телескопа Хаббл). Считается одним из лучших изображений, размещенных в Викискладе. Свободная лицензия.

Теперь можно еще раз переслушать "Кровавое ликование звезд" и проникнуться космическими образами в музыке Мессиана.