«Розовая карта» (Mapa Cor-de-Rosa) – неудавшийся проект XVIII–XIX вв., призванный объединить между собой португальские колонии на западном (Ангола) и восточном (Мозамбик) побережье Африки, с целью консолидировать их в единое владение, создав трансконтинентальный мост. Обозначенная территория включала большую часть нынешних стран Зимбабве, Замбии и Малави.
Идея объединить разрозненные португальские владения в Африке возникла в конце XVIII века. Португалия была старейшей европейской морской державой и начала колонизацию африканского континента ещё в XV веке, поэтому в правящих кругах страны бытовало представление об исторических правах на колонии «черного континента», которые необходимо закрепить. Это стало особенно актуальным в XIX веке, когда в «драку за Африку» или «Африканскую гонку» включились новые конкуренты, а именно Великобритания, Франция, Германия и Бельгия. Контроль над африканскими территориями обещал дешевую рабочую силу, новые рынки сбыта и возможности получения разнообразного сырья, ставшего актуальным в эпоху промышленной революции в Европе. В отличие от новых претендентов на африканские богатства, Португалия и Испания, старые империи и пионеры колонизации, переживали глубокий экономический и социальный упадок. Несмотря на это, Португалия была готова выделять средства и предпринимать любые усилия для расширения экспансии в Африке. Вопрос встал особенно остро после утраты Бразилии в 1822 году: все прочие колонии в Африке и Азии носили преимущественно талассократический характер, то есть, состояли из узких прибрежных регионов, фортов и островов, не контролируя обширные внутриматериковые пространства – в отличие от Британской Империи, которая в XIX веке принялась покорять континентальные пространства в Азии, в особенности в Индии.
Для реализации своих планов Португалия направила вглубь континента целый ряд экспедиций, в том числе под командованием офицеров португальской армии М. Перейры (1796) и Ф. Ж. ди Ласерда-и-Алмейды (1798). Свои очертания проект, который позже назовут «Розовой картой» приобрёл уже во второй половине XIX в. после трех экспедиций Алешандри ди Серпа Пинту в период с 1869 до 1879 – начав с походов от обоих побережий вглубь к бассейну реки Замбези, Серпа Пинту в конечном итоге проделал путь от атлантического побережья Анголы до восточного побережья в районе бухты Мапуту. Вслед за ним португальские исследователи Эрменжильду Капелу и Роберту Ивенс после походов из Луанды, столицы Анголы, к бассейну реки Конго, также совершили переход до Мозамбика, во многом следуя существующими торговыми маршрутами. Результаты этих экспедиций укрепили португальские власти в намерении связать Анголу и Мозамбик сплошной полосой владений. В рамках этой концепции Лиссабонское Географическое общество, отстаивая необходимость создания барьера против экспансии британцев, которые стремились организовать беспрепятственное движение и контроль над внутриафриканскими территориями по оси от Египта и Судана до Кейптауна в Южной Африке, организовало постоянную подписку для поддержания деятельности оплотов европейской (португальской) цивилизации в желаемой зоне влияния Португалии в глубине континента. Так родилась, пока без официального признания, та самая «Розовая карта».
В 1884 году по инициативе Португалии состоялась Берлинская конференция под председательством канцлера Бисмарка, призванная урегулировать раздел Африки между заинтересованными европейскими державами. Генеральный акт, принятый конференцией, не только признал законность состоявшихся колониальных захватов, но и впервые закрепил обязанности держав по отношению к занятым сферам влияния. В частности, провозглашался принцип «эффективной оккупации», который предполагал способность контролировать колонизированные территории: установленные отношения с местными вождями, наличие военных и административных сил, постоянное присутствие в регионе и его экономическое использование, а при неспособности самостоятельно осваивать богатства колонии — допуск к хозяйствованию на её территории других держав и их картелей. Конференция подхлестнула колониальные аппетиты империй и через несколько лет на всем африканском континенте независимость сохранили только Эфиопская Империя, Султанаты Маджиртин и Хобьо (захвачены Италией в ХХ веке), Марокко, Либерия и две Бурские республики в Южной Африке, вскоре павшие под натиском Великобритании.
После конференции, где Португалия встретила мощное сопротивление своим планам со стороны британцев, были предприняты обходные маневры. В 1885 г. Лиссабон заручился согласием Франции признать португальский протекторат над широкой полосой территории между Анголой и Мозамбиком в обмен на бассейны рек Казаманс и Нун (в Гвинее). В 1886 г. Португалия заключила соглашения с Францией и Германией, устанавливавшие границы владений трех стран в Африке. На карте, приложенной к этим соглашениям, розовым цветом был обозначен широкий коридор, соединяющий Анголу и Мозамбик. В 1887 г. эта карта была представлена португальскому парламенту министром иностранных дел Э. де Барруш Гомишем. Карта носила название «Португальская Южная Африка» (África Meridional Portuguesa). Интересно, что заявленной целью португальской экспансии, в отличие от других европейских держав, заинтересованных в основном в добыче сырья и новых рынках, было превращение португальской Африки во вторую Бразилию, то есть регион смешения людей различных рас, объединённых португальским языком и католической верой.
Британская сторона не оставила эти действия без внимания. Ссылаясь на решения Берлинской конференции и принцип эффективной оккупации, она провозгласила, что Португалия не может претендовать на расположенные между Анголой и Мозамбиком территории, поскольку реально не управляет ими, указывая в свою очередь, на свое военное, экономическое и миссионерское присутствие в регионе. Несмотря на противодействие Великобритании, Португалия активно наращивала своё присутствие в районе предполагаемого коридора. Среди прочего в 1888 г. была учреждена португальская Companhia de Moçambique («Компания Мозамбика») по освоению природных богатств колонии. Попытки сторон достичь компромисса в 1888-89 гг. завершились безрезультатно. В 1890 г. британское правительство направило Португалии ультиматум с требованием немедленного вывода всех её представителей, действовавших на территории современных Замбии, Малави и Зимбабве. Великобритания, используя свое влияние, в том числе подкрепленное юридически предыдущими договорами между странами, угрожала Португалии разрывом дипломатических отношений и применением силы. Несмотря на то, что к тому времени проект «розовой карты» был широко разрекламирован и стал предметом глубоко укоренившихся патриотических страстей, перед угрозой войны португальское правительство вынуждено было отказаться от амбициозных планов и эвакуировать со спорных территорий своих представителей. В последующие месяцы Лиссабон тщетно пытался созвать новую конференцию или прибегнуть к международному арбитражу для разрешения вопроса. Подписанный в 1891 г. новый англо-португальский договор установил границы португальских владений на юге Африки. Он предусматривал отказ Португалии от объединения своих владений в Анголе и Мозамбике, а бассейн реки Замбези отходил в сферу британского влияния.
Как мы знаем, колониальная эпоха закончилась после Второй Мировой войны, страны Африки получили независимость, однако многие из них по-прежнему не оправились от последствий колониального вмешательства. Тем не менее, интересно представить себе «вторую Бразилию» на африканском континенте – амбициозную и в какой-то мере идеалистическую задумку, которой не суждено было сбыться.