Найти в Дзене
Ян Ви. Не для всех...

Серия 11. «Философские странички профессии...». Тексты 501-550

Со всеми сериями и другими произведениями можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/qL-5rjQDTaL1uA

501. Физический и духовный миры существуют вокруг нас не только для того, чтобы мы их познавали и как-то действовали в них соответственно, но и для того, чтобы мы не забывали воспитывать себя в них как личности...

502. Наша педагогика должна иметь дело только с качественными, а не с количественными характеристиками образования, так как именно они влияют на учащихся при обучении непосредственно…

503. Хорошая музыка – это то, что делает нашу жизнь сугубо человеческой, а не то, что создаёт в ней хаос. Музыка – это один из величайших языков мироздания, выделяющий из его жизненного многообразия философски общее и достойное для людей...

504. Трудно быть на свете правым так и настолько, чтобы правота устраивала всех. И всё от того, что кажущееся правильным одному, обычно, оказывается неправильным для любого другого, а то, что кажется неправильным, оказывается правильным. Поэтому, неразумно считать себя правым для всех всюду и всегда, ибо в действительности – всё происходит совершенно иначе, чем на самом деле мы думаем...

505. Как известно, пределы есть везде, но не в начальном музыкальном образовании. Пределы возможного в нём походят на горизонт, который чем ближе, тем более он отодвигается. Так что учиться – надо всегда смело и бесстрашно, ибо края у любой учёбы – нет…

506. Многое, заметно выделяющееся в жизни, в профессии, да и в других местах, поначалу часто выглядит пустым и никчемным...

507. Никогда не следует забывать, что большую часть наших несчастий в жизни, в работе, – приносит как общее невежество окружающих, так и своё собственное, и каково бывает больше – этого никто не знает...

508. Какой же оценки заслуживает тот преподаватель, который держит учащихся своего класса в постоянном музыкально-художественном и культурном невежестве? А если он просто так работает в школе, то можно ли его работу назвать педагогической?..

509. Классическая музыка даёт нам не столько утешение и помощь, когда нужно справиться с чем-либо в жизни, например, с неприятностями или настроением, сколько вразумление и очищение от последствий личного жизненного бремени…

510. Хорошая педагогика даёт преподавателю то же, что живопись, музыка или поэзия даёт мастерам искусств, – т.е., везде становится возможным выражать самого себя, свои чувства и настроения...

511. Не секрет, что культурные потребности граждан в жизни создают нам работу в профессии, а профессия, в свою очередь, создаёт жизнь многим из нас...

512. Музыка создаёт действительность, а не отражает её, так как она реальна, как сама действительность...

513. Не редкость в школе, когда знание преподавателя выглядит куда беспомощней предчувствия его ученика...

514. Лишь ученики ведут преподавателя к более медленному общественному забвению, а опосредованно, к своему бессмертию через них...

515. Преподаватель не бывает ни хорошим, ни плохим. Он бывает только или востребованным, или никуда не годным...

516. Музыкальная педагогика является одним из специальных средств гражданского общества по различению доброго от злого начала в мире, и убережению детей от незнания этого доброго в нём...

517. Принято считать, что решить задачу – значит выиграть что-то. Но не всегда – выиграть что-то – означает решить задачу. Бывает, что нерешение её становится большей выгодой для решающего…

518. Как правило, будущее – мы не можем знать, настоящее – мы ещё не вполне осмыслили. И только прошлое может сказать нам, что же мы делали не так где угодно и в чём угодно…

519. Педагогический опыт – это великолепный инструмент, с помощью которого мы свободно переносим профессиональную практику прошлого в настоящее, и даже можем предполагать будущность развития учебно-образовательных событий через их сходство в прошлом и настоящем...

520. Замечали ли вы, что по природе, мы в своих делах, и совершенно не важно какие это дела, почти всегда следуем за своими близкими или друзьями, коллегами или соотечественниками? Неужели большинство из нас такие робкие, что без примера, оглядки или подражания – никуда и ничего? Или мы так делаем для того, чтобы и близкие, и друзья, и коллеги, да и соотечественники в целом, всегда оставались бы довольными нами? И мы это интуитивно ощущаем, а потому и следуем интуитивно своей природе?..

521. Мудрость и справедливость в педагогике – это великие начала, без которых не может быть профессионализма не только в ней, но и в жизни…

522. Духовная культура – это, вне всякого сомнения, и наука, и литература, и музыка, и искусство… Но это не всё. Главным образом, это ещё и философия, мораль и нравственность, вошедшие в наш быт и жизнь...

523. Если профессионализм – это мудрость, то непрофессионализм – есть глупость. В этом случае, пренебрегать профессионализмом, создавая себе этим массу трудностей в классе, для преподавателя всё равно, что проводить эксперименты с газом по устройству пожара в доме...

524. Вопрос совсем не прост: где следует искать больше расположения – у тех, кому мы хотим или должны помогать в школе, или у тех, от кого мы ждём помощи и зависим в ней?..

525. Иметь все возможности помочь ребёнку в классе и ничего не сделать для этого – педагогическая бессовестность и человеческая чёрствость преподавателя…

526. Вот когда вы будете работать в музыкальной школе, тогда и поймёте, где и что такое педагогическое счастье. Но, нередко, его оценка приходит слишком поздно; вы уже не работаете в ДМШ…

527. Большое удовлетворение от работы, а может и счастье, для преподавателя заключается в том, чтобы любить делать то, что он должен делать в классе по должности...

528. Каждый из нас имеет столько профессии в себе, сколько заложено своим разумом и дарованием...

529. Педагогический пессимизм – это есть «тоще-кислое» настроение преподавателя, в то время как его оптимизм – это его жизнеутверждающая воля и сила преодоления пессимизма в себе...

530. Если принять во внимание, что наша жизнь в школе состоит из одной доли того, что с нами происходит в ней, и из девяти долей того, как мы на это реагируем, то разумнее всего нам реагировать на происходящее не безнадёжно трагически, а с оптимистическим юмором…

531. Умный и чуткий юмор, безусловно, является величайшим достоянием человеческого в человеке. И вообще порою кажется, что именно юмор позволил человеку выделиться из всего остального животного мира…

532. Всё – жизнь, работа, отношения, общение, интересы, вкусы, вплоть до самых ничтожных мелочей, – ну, решительно всё, содействует формированию нашего характера…

533. Если вы позволяете себе бурно реагировать даже на маленькие неприятности, которые «любят» доставлять дети в классе, то вас можно «поздравить»: вы абсолютно на неправильном пути, и ничто хорошее, впереди, вас не ждёт…

534. Поначалу кажется, что вступающий в голову гнев имеет все основания для этого, но, поразмыслив, редко обнаруживается, что они были достаточно вескими…

535. Знания – это профессиональный ветер для паруса преподавателя. Бывает, что иногда они его топят, везде, с кем или чем ему приходится общаться. Но без них – он не мог бы и шагу ступить, а не то что свободно плавать в профессии…

536. Замечено, из опыта общения с многими и многими преподавателями, что наиболее успешными как в профессии, так и в жизни, являются те из нас, кто научился владеть собой. Они знают свои человеческие и профессиональные сильные и слабые стороны, умеют сдерживаться, когда кто-то вынуждает к обратному, умеют проявлять терпение, тормозить свои внутренние раздражения...

537. Постоянное пренебрежение серьёзной музыкой, впрочем, как и многими другими серьёзными искусствами, – вредно для нашего духовного здоровья. Оно подчёркивает отсутствие в нас мало-мальски развитого художественного вкуса, делает в интеллектуальном смысле нас более ущербными, ослабляет человеческое в нас, преждевременно вызывает нашу духовную смерть…

538. Порою знания, – не придают нам силы, а ослабляют возможный результат в делаемом. Не вооружают наши решения дополнительной энергией, а делают их робкими, неуверенными и нерешительными. Знания – старят душу, портят мозг, характер, расслабляют разум. Со знаниями – тяжелее жить и работать…

539. Профессиональная или творческая зависимость от чего или кого-либо – это подчинение души слабой, не самодостаточной и не управляемой собственным разумом. И такая добровольная зависимость – самый позорный вид её...

540. Одно дело – сознавать свой педагогический долг. И другое – сознавая, не исполнять его, так как исполнять долг не понимая: зачем это нужно делать – невозможно…

541. Обычно считают, что педагогический стиль – это определённый способ или манера преподавателя выражать какие-то профессиональные вещи. На самом же деле, педагогическим стилем можно назвать лишь тот, где простым и ясным образом преподаватель показывает сложные профессиональные вещи...

542. Ясность речи – это высшее проявление педагогической вежливости по отношению к тем, кто пользуется его знаниями…

543. Догмат[7], что всё меняется в этом мире и не остаётся в прежнем виде в нём, является, пожалуй, единственным на свете неизменным правилом. Только оно никогда не менялось, никогда не меняется и никогда не сможет быть изменено, так как – всё живёт и действует в нашем мире в рамках только этого правила…

544. Да правильно ли мы себя ведём, когда печалимся о прошлом, не принимаем настоящее и страшимся будущего? Например, у Будды[8] сказано: «Не надо сожалеть о прошлом. Не надо ожидать будущего. Надо только жить настоящим мгновением». Или как?..

545. Разумнее всегда считать так: если в нашей жизни или на работе что-то происходит совсем не так как хотелось бы, то это означает, что в этом виноваты мы сами...

546. Глупо не знать, что неприятность часто, если не всегда, начинается изнутри, и неразумно думать, что она приходит к нам откуда-то из леса или с полей. И неправильно укреплять себя снаружи, не обеспечивая свою безопасность, приводя себя в порядок и мобилизуя изнутри...

547. Если смотреть на вещи и окружающее глазами невежества, то они во многом покажутся нам бессмысленными и неправильными. Но если на них смотреть глазами разума, то они выглядят уже далеко не такими убогими и ущербными…

548. Для преподавателя гораздо важнее совсем не история его работы в школе, а то, как он сам её воспринимает в ней...

549. Самая неудачная вера из вер – это неверие в самого себя. Неверие в собственные силы – причина многих и многих наших неудач в профессии...

550. Только дерзая можно чего-либо добиться как в жизни, так и в профессии. При этом: смело дерзать – это скорее не на пользу себе, а на пользу другим...

[7] До́гма́т или до́гма – книжное, непререкаемое утверждение в религиозном учении; книжное, переносное: отдельное положение какого-либо учения, научного направления, имеющее основополагающий характер и не подлежащее критике (сомнению).

[8] Бу́дда Ша́кьямуни (563-483 до н.э.) – духовный учитель, легендарный основатель буддизма.