Глава 24 ознаменована одной из самых важных дат в иудейской истории: 10 января 588 г. до н.э. В этот день Навуходоносор начал осаду Иерусалима. Это событие имело такие огромные последствия, что трижды упоминается в Писаниях (4 Цар. 25:1; Иер. 39:1; 52:4).
Бог велел Иезекиилю рассказать притчу для иллюстрации осады (ст. 1-14). Как и в 11:4, город Иерусалим изображён в виде котла, а его жители — мяса в котле. Однако ранее этот образ исходил от тех, “у которых на уме беззаконие” (11:2), которые хотели сказать, что внутри железного котла мясо находится в безопасности. В данной же иллюстрации мясо — жители Иерусалима — не были в безопасности. Их поглотит огонь (то есть вавилонская армия). Бог велел снова поставить котёл на огонь, и на этот раз он сгорит весь целиком.
Джон Тейлор так говорит о важности этого раздела:
“Эти стихи подводят нас к кульминации всего, что Иезекииль пытался сказать в предыдущих двенадцати главах. Как мы уже отмечали, его главная цель — оправдать грядущий суд над Иерусалимом. Этот набор прорицаний мы назвали «Возражения против суда»... и мы видели выдвигаемые и один за другим опровергаемые аргументы, а также обвинения народа Иерусалима в том, как они вели себя в прошлом и настоящем. К этому трудно что-либо прибавить. Час пробил. Суд наступает”.
После того как Иезекииль рассказал эту притчу, он лично прочувствовал всю глубину происшедшей беды. Накануне осады умирает его жена (ст. 15-27). Иезекиилю не велено оплакивать её смерть, так как народ не сможет оплакать разрушение Иерусалима. От этой внезапной катастрофы они онемеют и не смогут выразить своё горе.
НАЧАЛО ОСАДЫ; ДАТА
“И было ко мне слово Господа в девятом году, в десятом месяце, в десятый день месяца: «Сын человеческий! Запиши себе имя этого дня, этого самого дня: в этот самый день царь вавилонский подступит к Иерусалиму»” (Иез. 24:1, 2).
Стихи 1, 2. “Запиши себе имя этого дня”, — велено Иезекиилю (ст. 2). Этот день — 10 января 588 г. до н.э. Девятый год (ст. 1) относится к правлению Седекии (см. 4 Цар. 25:1, 2; Иер. 52:3, 4). Для изгнанников эта дата стала днём поста (Зах. 8:19) в память об одном из самых значительных событий их истории — падении святого города. Он до сих пор значится в иудейском календаре. Рационалисты выдвигают различные объяснения того, как Иезекииль мог узнать точную дату события, происходящего более чем за тысячу километров от него. Некоторые из них утверждают, что в то время он находился в Иудее, а другие — что данный отрывок был написан значительно позже этого события. Однако эту свежую новость через Своё откровение передал Иезекиилю Бог.
Осада, в которую Навуходоносор взял Иерусалим (ст. 2; подступил), продлится восемнадцать месяцев, пока в стене не будет пробита брешь и город не будет полностью захвачен в 587(6) г. до н.э.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ОСАДЫ
“И произнеси на мятежный дом притчу, и скажи им — так говорит Господь Бог: «Поставь котел, поставь и налей в него воды; сложи в него куски мяса — все лучшие куски бедра и плеча — и наполни отборными костями; отборных овец возьми, и разожги под ним кости, и кипяти до того, чтобы и кости разварились в нём». Поэтому так говорит Господь Бог: «Горе городу кровей! Горе котлу, в котором есть накипь и с которого накипь его не сходит! Кусок за куском его выбрасывайте из него, не выбирая по жребию. Ибо кровь его среди него — он оставил её на голой скале; не на землю проливал её, где она могла бы покрыться пылью. Чтобы возбудить гнев для совершения мщения, Я оставил кровь его на голой скале, чтобы она не скрылась». Поэтому так говорит Господь Бог: «Горе городу кровей! И Я разложу большой костёр. Прибавь дров, разведи огонь, вывари мясо; пусть всё сгустится и кости перегорят. И когда котёл будет пуст, поставь его на уголья, чтобы он разгорелся и чтобы медь его раскалилась, и расплавилась в нём нечистота его, и вся накипь его исчезла. Труд будет тяжёлый, но большая накипь его не сойдёт с него, и в огне останется на нём накипь его. В нечистоте твоей такая мерзость, что, сколько Я ни чищу тебя, ты всё нечист; от нечистоты твоей ты и впредь не очистишься, доколе ярости Моей Я не утолю над тобой. Я Господь, Я говорю: это придёт, и Я сделаю; не отменю, и не пощажу, и не помилую. По путям твоим и по делам твоим будут судить тебя», — говорит Господь Бог” (Иез. 24:3-14).
Стих 3. Бог велит Иезекиилю рассказать притчу и поставить котёл. Образу котла, который жители Иерусалима ранее использовали для демонстрации своих обманных надежд (11:3), Божий пророк придаёт новое значение. Иезекииль получает повеление посредством “притчи” подготовить “котёл” к варке. Еврейское слово, переведённое “котёл” (сир), означает большой железный или керамический чан, предназначенный для стирки, приготовления пищи или хранения воды. В данном случае котёл был медным (ст. 11).
Стихи 4, 5. Идёт приготовление котла к варке в нём мяса. Это иллюстрация того, как вторгнувшаяся армия готовится окружить и захватить город. После того как котёл наполнили водой, в него сложили разное мясо: лучшие куски, отборные кости и отборных овец (ст. 4, 5). Вероятно, это символизирует всех Божьих людей — как добрых, так и злых.
Стих 6. Городу кровей даются два прорицания горя (ст. 6-8, 9-14). Оба основаны на притче о кипящем котле, в котором есть накипь. Еврейское слово, переведённое “накипь” (хелатах, от халах), обычно означает “больной, недужный”, но может переводиться и как “грязный”, и здесь, по-видимому, имеется в виду именно это его значение. Грязная накипь не сходит с котла — указание на то, что все проблемы Иерусалима остались. Он не очистился (что отчасти явилось причиной наказания). Из котла вынимаются все куски мяса без разбору — иллюстрация того, как жители Иерусалима будут уведены из города и рассеяны повсюду.
Стих 7. Фраза “кровь его среди него”, возможно, объясняет грязную “накипь” из стиха 6. Иерусалим был “городом кровей” — как уже неоднократно подтверждалось в этой книге (“кровь” — ключевое слово книги, встречающееся в ней пятьдесят пять раз). У него даже отсутствовало достаточное уважение к себе, чтобы скрыть свои жестокости. Свидетельство кровопролития было на голой скале для всеобщего обозрения.
Стих 8. Бог заявляет: “Я оставил кровь его на голой скале”. В соответствии с поговоркой “как аукнется, так и откликнется” открыто прольётся кровь самого Иерусалима, и Бог позаботится о том, чтобы она не скрылась. Увидев кровь, Бог возбудит гнев для совершения отмщения (см. Быт. 4:10; Ис. 26:21). Вальтер Циммерли пишет:
“Стих 8 раскрывает в сказанном любопытный нюанс, касающийся Бога: Он Сам позаботился о том, чтобы кровь не была покрыта и это не заглушило бы в Нём потребность в отмщении. Он Сам хочет, чтобы кровь возбудила в Нём гнев для свершения возмездия — поразительная параллель к тому, как знамение радуги призвано напомнить Ему о собственной милости (Быт. 9:12-17). Угроза осуществления этой идеи, согласно которой в грехе, отражённом в неприкрытой человеческой крови, Сам Яхве уже работает над наказанием (разжигая Свой гнев), приводит на память 3:20 и 14:9”.
Стих 9. Даётся второе прорицание горя (ст. 9-14). В первом прорицании (ст. 6-8) упор делался на содержимом котла. Во втором прорицании Бог желает, чтобы огонь вновь был разожжён и чтобы в нём сгорел сам котёл. Бог говорит: “Я разложу большой костёр”. Этот образ вызывает в воображении картину огромной кучи дров для костра — гораздо большей, чем обычно бывает нужно.
Стих 10. Когда пророк прибавит дрова, огонь разгорится в полную силу, выварив всё содержимое котла, так что всё перегорит. Те жители Иерусалима, которых раньше не увели из города и не отправили в плен, погибнут в городе.
Стих 11. Затем пророк должен поставить пустой котёл на угли, но в нём уже ничего нет. Стоящий на сильном огне пустой котёл раскалится добела, и от этого сгорит вся нечистота и накипь, которая была в нём.
Стих 12. Тяжёлый труд по удалению глубоко укоренившейся греховности Иерусалима утомил Господа. Но и жара раскалённого котла будет недостаточно, чтобы с него сошла накипь. Бог говорит: “И в огне останется на нём накипь его”.
Стих 13. Бог охотно очистил бы Иерусалим, но грязь так пристала, что уже невозможно было ничего сделать. Накипь въелась настолько глубоко, что даже огонь не мог уничтожить её. Тогда у Бога возник другой план: Он решил до конца наказать Иерусалим — “доколе ярости [Своей]... не утолит” над ним. Когда ярость утолится, его “нечистота... очистится”. После того как народ вернулся в землю (538 г. до н.э.), многие грехи, которые терзали иудеев (такие как идолопоклонство и запрещённые союзы с иноземцами), перестали быть проблемой. Пленение действительно очистило народ от этого зла.
Стих 14. “Не отменю”, — говорит Бог. Троекратное явное и троекратное подразумеваемое повторение местоимения “Я” демонстрирует Божью решимость исполнить это наказание. Он не передумает. Хотя наказание будет тяжёлым, Бог говорит: “Не помилую”. Так, бесспорно, и нужно было поступить. В тот момент ничто другое не годилось.