Найти тему
Вольный Странник

17 июля — день памяти священномученика Саввы (Трлаича), епископа Горнокарловацкого

Это сербский новомученик, пострадавший от рук хорватских нацистов за то, что не оставил свою епархию. Горнокарловацкая епархия — самое западное место расселения сербов. Сейчас она на территории Хорватии. А во время Второй мировой войны оказалась на месте нового Независимого государства Хорватия, выделившегося из Австро-Венгрии и ставшего марионеткой в руках фашистов.

Вообще сербы жили там с XV века. Сюда стекались те, кто не хотел жить под турецким игом. Это место называлось Военной Краиной и служило защитой для Австро-Венгрии.

Епархия была обширной, прекрасной. Но ей, как и всем сербам, всегда нужно было противостоять униатскому течению. Они защищали чистоту своей веры кровью.

Среди хорватов развилось к началу войны движение усташей — протестующих, считающих свой народ особенным, но притесняемым. Это движение, кстати, и сейчас очень популярно.

С 1941 по 1945 год усташи устроили настоящий геноцид. Они убивали православных священников, рушили храмы и монастыри, разоряли библиотеки, истребляли сербов за веру и национальность.

После изъятия епархиальных ценностей и документов католический архиепископ велел владыке покинуть резиденцию. Но тот отказался: «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!» Объяснил свое решение тем, что он является легальным епископом и не имеет права бросить епархию. Слова его сбылись в прямом смысле...

После ареста он подвергся страшным истязаниям. Усташи специально во время пыток включали погромче граммофон с песнопением «Елицы во Христа крестистеся — во Христа облекостеся».

-2

Есть свидетельство, что мать пришла проводить владыку Савву на казнь. Он смог лишь благословить ее связанными руками, проходя мимо.

Казнь была ужасной. О ее подробностях рассказал человек, бывший непосредственным свидетелем. Если его слова правдивы, то с владыки содрали кожу, обсыпали его солью, закопали в землю, оставив лишь голову. И потом пахали эту землю на старой бороне. Прямо по голове...

Место его погребения неизвестно до сих пор. Предположительно, смерть он принял в районе Велебита, где в то же время были убиты 8 тысяч сербов.

А Горнокарловацкая епархия не возродилась до сих пор. В 90-е годы она опять разорялась — теперь уже новыми усташами. И сейчас продолжает стоять за истинность своей веры.

© Мария Тряпкина
Издательство «
Вольный Странник»