В Вильнюсе проходит двухдневный саммит НАТО, где центральным вопросом являются будущие отношения альянса с Украиной и ее возможное членство. Президент Украины Владимир Зеленский также прибыл на саммит. Накануне он довольно резко отреагировал на кулуарные разговоры партнеров о том, что в Вильнюсе вместо членства в альянсе будут обсуждать лишь какие-то условия для приглашения Украины. «Беспрецедентно и абсурдно, когда нет никаких временных рамок и для приглашения, и для членства Украины, и когда взамен добавляется какая-то странная формулировка об «условиях» даже для приглашения Украины. Это похоже на то, что нет готовности ни пригласить Украину в НАТО, ни сделать ее членом альянса. А значит, остается возможность торговаться членством Украины в НАТО в переговорах с Россией», — написал Зеленский в телеграм-канале.
Первый день саммита для Украины принес несколько позитивных сигналов. Все они связаны с новыми поставками вооружений. Так, французский президент Макрон объявил о предоставлении дальнобойных ракетных систем SCALP, аналога британских ракет Storm Shadow, которые уже были переданы Лондоном. Их дальность действия составляет около 250 километров.
Германия также анонсировала новый пакет помощи на 600 млн евро, куда войдут несколько комплектов ПВО Patriot, БМП Marder, танки Leopard 1, оборудование для разминирования, плюс около 20 тысяч артиллерийских снарядов. Наконец, Байден привез в Вильнюс «подарочный пакет» весом в 800 млн долларов, где главный «пряник» — кассетные боеприпасы. Их Киев просил давно, но администрация США их поставлять не хотела ввиду дурной репутации как потенциально неизбирательного оружия против гражданского населения.
И вот теперь решилась, вопреки разногласиям с союзниками, ряд которых — Германия, Великобритания, Испания и Франция, например, а также еще 119 стран — ратифицировали конвенцию о запрещении такого оружия. Дело в том, что часть боезарядов остаются неразорвавшимися, и затем на них подрываются мирные жители. Впрочем, такие кассетные боеприпасы, о чем у нас не все знают, уже поставила Украине Турция, и они используются на поле боя.
Однако Зеленский в процессе подготовки к саммиту ставил вопрос о том, что поставки вооружения не должны подменять главного — решения вопроса о членстве Украины в НАТО. По этому пункту итоги первого дня саммита для Киева не стали триумфом. Немецкий Spiegel накануне опубликовал фрагмент предварительной редакции заявления НАТО по Украине, который уже не содержал никакой конкретики по вступлению в альянс, зато содержал отсылку к обещанию саммита в Бухаресте в 2008 году, которое в Киеве воспринимают скорее негативно. Ведь никаких практических шагов тогда сделано не было. Киев же требовал освобождения от так называемого Membership Action Plan, «плана действий по вступлению», и вроде бы ему это было обещано на уровне руководства НАТО.
Именно этот текст Зеленский назвал «абсурдом», чем вызвал некоторое недовольство в кулуарах саммита, ряд участников которого считают, что Киеву пристало продолжать играть роль смиренного просителя, но никак не требователя. Да еще координатор Совета нацбезопасности Белого дома Джон Кирби включил «холодный душ», заявив, что Украине еще предстоит выполнить ряд требований, прежде чем она сможет вступить в НАТО. Он упомянул необходимость «проведения некоторых реформ» в сфере эффективного управления, верховенства закона и демократии, добавив, что вступление в НАТО в ближайшем будущем, тем более на фоне военного конфликта, маловероятно, «поскольку это поставит НАТО в условия войны с Россией».
Ряд скептических заявлений по поводу скорого приема Украины были сделаны лидерами Словакии, Венгрии и Бельгии. Лишь польский президент Дуда допустил, что НАТО может отправить миротворческую миссию на Украину, но после завершения войны. Хотя представляется, что данная концепция еще может эволюционировать в сторону замены слова «после» на слово «до», когда контингент НАТО или той же Польши в одиночку сможет, к примеру, выступить гарантом заморозки линии противостояния.
Удивительным образом выступил придерживающийся обычно «ястребиной позиции» президент Чехии Петр Павел, заявив, что окно возможностей для Украины достичь военного результата на фронте «более или менее закроется к концу этого года», после чего поддержка Киева может снизиться, и это, дескать, станет отправной точкой для переговоров.
Опасения, что такие настроения могут возобладать, скорее всего, и подвигли Зеленского ускорить прибытие в Вильнюс, куда он собирался лишь на второй день. Была анонсирована его речь, однако затем его пресс-секретарь сообщил, что он не будет участвовать в работе саммита в первый день. Скорее всего, украинский президент отложил нюансировку своего выступления до прояснения ситуации в ходе кулуарных контактов, а особенно обещанной ему встречи с Байденом.
Решение не лезть на рожон было правильным, тем более что итоговое коммюнике уже было к этому моменту согласовано без Украины, Киев получит максимум возможного в текущей ситуации. В итоговом коммюнике сказано, что Украину освободят от «плана действий по вступлению», то есть пустят по «скоростной дорожке». Но только тогда, когда с этим согласятся все страны-члены и будут выполнены некие условия. Это высший пилотаж компромисса. Также Украина получит долгосрочную программу военной помощи по 500 млн долларов в год для модернизации украинской армии и полного перехода на стандарты НАТО. Будет запущен Совет Украина — НАТО, который станет платформой для консультаций в кризисных ситуациях.
Что касается обвинений Зеленского в том, что альянс собирается «торговаться с Россией», то вся дипломатия — это и есть сплошной торг. Правда, он начинается тогда, когда смолкают пушки. И учитывает результаты, достигнутые на поле боя.
Так или иначе, но если бы именно сейчас был запущен юридический механизм вступления Украины в НАТО, это напрочь перечеркнуло бы возможность переговоров по любому компромиссному варианту, оставив, в частности, для России только вариант «вечной войны» как единственной возможности предотвратить вступление Украины в блок.