Найти в Дзене

Если у ребенка задержка психического развития

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ РОДИТЕЛЯМ

Продолжение. Начало: https://dzen.ru/a/ZKB5yZsVhhwkTnI2

Автор С. Ю. Кондратьева

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру.

«Новая философия» работы с семьей состоит в том, что за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольные учреждения) призваны этому содействовать.

На сегодняшний день права, обязанности и ответственность родителей и законных представителей детей регламентированы Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым Положением об общеобразовательном учреждении.

Семейное воспитание детей — это постоянное занятие, в котором участвуют два человека: отец и мать, которые вместе несут ответственность за жизнь семьи. Наиболее важным моментом является именно эта общая заинтересованность и совместная деятельность на благо семьи.

Материнство — стержень, основа семейных отношений, мерило гражданственности супругов и смысл их личного существования («Семейное воспитание. Краткий словарь» / И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Изд-во политической литературы, 1990).

Слово «материнство» в Толковом словаре русского языка Ожегова С. И. обозначает «состояние женщины-матери в период беременности, родов, кормления ребенка; свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми».

Сами дети на вопрос «Зачем человеку мама?» отвечают: «дает человеку жизнь», «выкармливает его», «защищает от неприятностей и бед», «учит всему хорошему и доброму», «предостерегает от плохого», «любит детей», «для счастья»... И так, в сухом научном определении и наивных суждениях детей легко просматривается смысл и назначение материнства.

Материнский инстинкт врожден. А чувство отцовства зарождается уже после рождения ребенка: с первым робким прикосновением к нему, с первой улыбки, с первой эмоциональной потребности друг в друге. Одна из непростых задач материнства — сделать супруга отцом ребенка. Мать для девочки — пример будущей девушки, женщины; для мальчика — образец будущей спутницы жизни.

Отцовство вместе с материнством составляет основу семейных отношений как супругов, так и родителей и детей. В Толковом словаре русского языка Ожегова С. И. «отцовство» определяется как «кровное родство между отцом и его ребенком».

Сутью биологической функции отцовства является его участие в зачатии ребенка, в заложении биологических (генетических) основ будущего организма. Не только от матери, но и от отца зависят определяющие изначально биологическое существование будущего человека, инстинкты, безусловные рефлексы. Генетически отцом и матерью определяются и черты биологического сходства с родителями: цвет волос, цвет глаз, особенности телосложения, основы функционирования всех органов и систем детского организма. Кроме того, задатки — будущая основа развития способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, изучению иностранных языков) — также закладываются генетически. По наследству передаются многие заболевания. Некоторые вредные привычки матери и отца также могут определить будущие болезни ребенка. Важны и социальные функции отцовства. Говорят: «На плечах отца держится мир». И это действительно так: защита Отечества, обеспечение мира, управление государством, важнейшие научные исследования и выполнение тяжелых физических работ — во многом удел мужчины. Это определяет его жизненную позицию, а также позицию мужчины — отца в семье. Поэтому закономерны и естественны требования к нему: материальное обеспечение семьи, ответственность за жену и детей, помощь старикам-родителям.

Существует объективная сложность отцовства. Если у женщины чувство материнства возникает еще до рождения ребенка, то из мужчины надо «делать отца». Постепенно, по мере развития ребенка, женщина-мать формирует нравственный облик мужа, отца своего ребенка.

Хороший отец организует всю деятельность семьи: труд, досуг, игру, творчество. Отец формирует в мальчике будущего мужчину — отца, а в девочке — представление об идеале ее будущего избранника.

Чтобы из мальчика вырос хороший отец, его с детства надо приучать к заботе о родных и близких, к участию в домашних делах, формировать у него наряду с мужественностью и решительностью способность к сопереживанию, снисходительность к слабостям и недостаткам близких. Личный пример отца и его отношение к собственным родительским обязанностям — надежная гарантия подготовки мальчика к будущему отцовству. От отца во многом зависит счастье матери и счастливое, радостное детство ребенка.

В каждой семье свои особые, неповторимые взаимоотношения с малышом. Психологами выделяются следующие типы воспитания в семье:

  • Авторитарный, в котором ярко проявляется диктат в отношении к ребенку, требование беспрекословного подчинения, неприятие индивидуальности малыша. Такие родители часто используют наказания, жесткий контроль — «ты будешь делать так, как я скажу».
  • Опекающий. Родители в этом случае чрезмерно заботливы. Гиперопека проявляется в двух направлениях:
    — при потворствующей гиперопеке ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом не важно, как он себя ведет. У ребенка развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников.
    — при доминирующем типе гиперопеки из-за желания оградить ребенка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. У ребенка развивается зависимость от окружающих.
  • Пренебрегающий тип воспитания. При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются. В этом случае у ребенка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально-волевой сферы, замкнутость, агрессивность.
  • Благоприятный тип воспитания основывается на доверии, уважении друг к другу. При подобном воспитании ребенок проявляет активность, инициативность, самостоятельность.

Задачи специалиста в отношении родителей

  • Поиск контакта, располагающего к дальнейшему сотрудничеству.
  • Привлечение внимания родителей к сильным и слабым сторонам ребенка.
  • Ориентирование родителей на планомерную, последовательную коррекционно-развивающую работу по нормализации состояния ребенка.

Цели и задачи воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении и семье

Дошкольный возраст — это сензитивный период для развития и совершенствования природных задатков и способностей. Помочь ребенку поверить в свои силы, сохранить его активное стремление познавать огромный и удивительный мир вокруг, подготовить к школе пытливого и уверенного в себе ученика — интересная и благородная задача и педагога, и родителей.

Воспитание детей в семье и в ДОУ должно преследовать единые цели и задачи, с которыми родители и педагоги должны быть ознакомлены вовремя и одновременно, а для этого необходимо:

  1. Создать единую программу для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач.
  2. Создать систему в работе по воспитанию детей в семье, структурировать работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер. Взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей; определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ с семьей; учитывать пожелания родителей, их предложения; познакомить родителей с кругом знаний, умений и навыков и т.п.
  3. Учить родителей рассматривать процесс воспитания и развития ребенка как диалог со своим ребенком на основе знания психологических особенностей возраста, учитывая его интересы, способности.
  4. Обеспечить двойную защиту детей со стороны родителей и педагогов и эмоциональный комфорт.

Условия успешного воспитания личности в семье

Первое условие — глубокое и активное осознание родителями той истины, что ответственность за характер и перспективы развития личности ребенка несет, прежде всего, семья. Родитель — профессия педагогическая, а потому необходимо соответствовать этому назначению.

Второе условие успешного воспитания личности в семье — включение ребенка в различные виды деятельности в семье. В раннем и дошкольном возрасте это общение, предметная, игровая, изобразительная, музыкальная, трудовая и другие виды деятельности. Совместная деятельность — это основа содержательного общения родителей и детей.

Третье условие — уважительное отношение к личности ребенка. Необходимо, общаясь и взаимодействуя с ним, занимать позицию не «над», не «сверху», а «рядом», на принципах сотрудничества и партнерства.

Януш Корчак. Десять заповедей для родителей

Корчак (Korczak) Януш (настоящее имя Генрик Гольдшмидт, Goldszmidt) (1878—1942), польский писатель, педагог, врач. В годы оккупации Польши фашистской Германией Я. Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в Треблинке с 200 своими воспитанниками.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Формы обучения детей в домашних условиях

Деятельность детей дома может быть разделена на блоки:

  1. Специально организованное обучение. Родитель — инициатор, он ставит перед ребенком задачи, организует и контролирует их выполнение. В этом блоке развиваются сенсорные и мыслительные способности, расширяются и систематизируются знания детей об окружающем мире, формируются элементы учебной деятельности.
  2. Совместная деятельность родителей с детьми: чтение книг и беседы о прочитанном, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные и настольные игры, совместный труд, экскурсии, прогулки, сопровождаемые рассказами родителей, пояснениями, беседами.

Воспитание — это лесенка, по которой поднимаются двое: взрослый и ребенок. Преимущество взрослого лишь в опыте.

Приведем примеры совместной деятельности детей и взрослых.

Далее мы предлагаем варианты совместной деятельности ребенка и взрослых, которые не требуют большого количества времени, дорогостоящих игрушек, длительной подготовки и т.п.

Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками

Игра занимает значительную часть жизни ребенка. Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь-то уборка игрушек, купание, прием пищи. Детская игра — сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем дошкольном, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ, передача своих эмоций, переживаний. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры.

Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

Игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность детям на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, величине и форме. Включение в игры с песком мелких игрушек, различного природного материала расширяет возможности математического развития детей, позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство. На поверхности песка дети изображают различные геометрические фигуры, цифры, буквы, схемы, рисунки. Игры с песком — это и основа для режиссерских игр с объемными игрушками. В этом случае песочница используется как плоскость для моделирования ситуации сказки. Для таких игр подбираются специальные игрушки, веточки становятся деревьями, шишки — кустами, из семян тыквы, ракушек выкладываются дорожки, реки.

Осуществляя пространственную ориентировку в воде (на ее поверхности, на дне емкости), дети осваивают пространственные представления. Для этого используется природный материал, игрушки, пластиковые фигуры, которые тонут и которые не тонут в воде. Формируя у детей количественные представления, взрослый предлагает им бросить в воду камешки в определенном количестве, разложить их на дне емкости в ряд, по кругу и т.п.

Дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого. Кроме словесной инструкции, используются звуковые сигналы. Например, в воду нужно бросать или доставать из воды столько цифр, сколько звуков музыкального инструмента услышит ребенок. В процессе игр с водой развиваются и тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие цифры или заданное количество одноименных игрушек и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество игрушек.

В процессе игр с песком и водой, различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире, развивается речь, мышление, память, внимание, фантазия. Дети учатся общению, взаимопомощи, умению слушать взрослого, выполнять определенные правила.

Игры и упражнения для домашних занятий с ребенком дошкольного возраста

«Путешествие с теленком Вопросиком» — это последовательность игр с песком, водой, бросовым материалом, которая представлена в виде сказки. Маленький теленок Вопросик задает вопросы своей маме, между ними происходит диалог, в котором мама предлагает теленку выполнить то или иное действие и постараться самому получить ответ на вопрос. Ребенку предлагается выполнить определенные действия, «опыты», чтобы самостоятельно ответить на вопросы. Взрослый играет вместе с ребенком — это главное условие. Мама, папа или педагог являются не лидерами игры, а равноправными участниками.

Путешествие с теленком Вопросиком

Жил-был маленький теленок. Он был очень веселый и любопытный. Он всегда и всем задавал разные вопросы: «Где? Когда? Зачем? Почему?» Его так и прозвали — Вопросик. Однажды он гулял с мамой у ручейка.

Это была его первая весна и первый ручеек, который он увидел.

— Мама, это что?

— Ручеек.

— Почему?

— Весна пришла. Весной всегда есть ручьи, потому что тает снег.

— Почему тает снег?

— Греет солнце, снег от тепла тает и превращается в воду. Вот и бегут ручьи, там, где лежал снег.

— А ручей — он холодный или теплый?

— Сейчас — теплый, а потом будет холодный.

— Когда потом?

— Вечером.

— Почему?

— Днем греет солнце, и вода становится теплая. А вечером солнце уходит, и вода остывает.

— Мама, я хочу потрогать. Можно?

Проводится игра с водой «Теплая — холодная».

Перед ребенком стол для игр с водой и песком, одна емкость которого наполнена холодной водой, а другая — теплой. Взрослый вместе с ребенком опускает кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения. Инструкция: «Посмотри, что это в ванне? Вода. Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Достанем скорей ручки, а то они совсем замерзнут. А здесь, какая вода? Теплая. Где твоим ручкам лучше, в теплой или холодной водичке? Покажи, где теплая вода, а где холодная. Что надо сделать, чтобы узнать, теплая вода или холодная? Правильно, воду надо аккуратно потрогать. Почему аккуратно? Вода может быть горячей».

Игру можно усложнить: «Давай поиграем с водичкой. Я тебе завяжу глазки, а ты ручками найдешь, где теплая, а где холодная вода».

* * *

У Вопросика был еще один вопрос для мамы:

— Мама, а для чего нам нужны уши?

— Для того чтобы слушать.

— Расскажи, как я могу услышать воду?

— Помнишь, когда мы гуляли у ручейка, как он журчал, пел свою песенку. А сегодня мы с тобой не гуляем, потому что на улице идет дождь. Это тоже вода. Послушай, как дождь стучит по крыше.

— Да, и вправду! Как интересно. Топ-топ — как будто дождик ходит по крыше. А я и не знал, что с помощью ушей мы все это можем услышать.

Проводится игра «Узнай по звуку».

Взрослый предлагает ребенку посмотреть на действия, которые он будет производить с водой, и запомнить звуки воды: выливает воду из лейки, переливает воду из стакана в стакан, выливает воду из стакана в емкость стола, шлепает ладошкой по воде и т.п. Затем за ширмой взрослый производит разные действия с водой. Ребенку предлагается по звуку определить, что происходит с водой. Можно предложить ребенку поменяться ролями: он производит действия с водой, а взрослый угадывает. Целесообразно взрослому допускать ошибки. Ребенок должен понимать, что взрослые тоже могут ошибаться.

* * *

Теленок Вопросик сидел на зеленой лужайке и вдруг сказал:

— Мама, мне скучно, я хочу играть. А игрушек у меня нет.

— Посмотри вокруг, сколько игрушек тебя окружает.

— Где?

— Камешки, например, есть большие и маленькие. Мы будем раскладывать их. Большие камешки вот сюда — справа от себя, а маленькие вот сюда — в другую сторону. Смотри, не запутайся.

— Хорошо. Я думаю, это несложное задание.

Проводится игра «Разложи большие и маленькие камешки».

Ребенок вместе со взрослым находится перед столом для игр с водой и песком, который закрыт крышкой. Перед ребенком на крышке стола лежит горка камешков разных размеров. Взрослый предлагает ребенку рукой брать камешки и раскладывать в нужном направлении. Усложняя игру, можно предложить раскладывать камешки одновременно двумя руками.

Аналогичное задание можно проводить, используя дополнительные предметы-орудия (лопатку, ложку, вилку и т.д.). Можно раскладывать маленькие камешки в маленькое ведро, а большие — в большое.

* * *

Вопросик пришел домой и сказал маме:

— На улице у всех мальчиков есть кораблики. Я тоже хочу.

— Хорошо, давай сделаем несколько корабликов. Я помогу тебе.

Теленок Вопросик со своей мамой сделали корабли с синими и красными парусами.

— Спасибо, мама, теперь у меня есть много корабликов, и я с ними могу играть.

Он запустил кораблики в ручей, долго за ними бежал и смотрел, какой же кораблик приплывет первым — с синими или красными парусами.

Проводится игра «Разноцветные кораблики».

Ребенку предлагается подойти к столу для игр с песком и водой, опустить в емкость с водой разноцветные кораблики. В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, учить группировать кораблики с опорой на цвет. Так ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а взрослый будет играть с красными. Или синие кораблики опустить в одну емкость, а красные — в другую. Кораблики можно сделать из цветной бумаги или из скорлупок грецкого ореха с цветными парусами.

* * *

Вопросик очень любил, когда мама ему читала. У него даже была любимая книжка — «Девочка чумазая». И однажды он спросил:

— Мама, а как можно быть чумазым?

— Если ты долго будешь играть с мокрым песком, то тоже будешь чумазым.

— Мама, а вода бывает чумазая?

— Бывает, только такую воду называют грязной, мутной.

Проводится игра «Вода грязная и чистая».

Перед ребенком стоит стол для игр с водой и песком, в обеих емкостях чистая вода. Добавляя в одну из них песок, взрослый обращает внимание ребенка на то, какой стала вода чистой или грязной. Предлагает ребенку поочередно опустить руки то в одну, то в другую емкость. В ходе чего выясняется, что в одной емкости (с чистой водой) руки видны хорошо, а в другой — плохо, что после грязной воды руки надо помыть. В емкости с чистой водой хорошо видны камешки на дне, а в мутной их почти не видно и т.п.

* * *

Теленок Вопросик капризничал:

— Мама, я хочу играть. Только с другими игрушками, не с камешками.

— Хорошо, давай придумаем игру с орехами.

— Мы будем их кушать?

— Нет, мы будем с ними играть. Посмотри, сколько орехов плавает на воде. Большие орешки мы будем вылавливать и складывать в большую корзинку. Это — подарок для мамы-белки. А маленькие орешки — в маленькую корзинку, это для бельчат.

— Я люблю делать подарки. Это — хорошая игра.

Проводится игра «Поймай большие и маленькие орешки».

Ребенку предлагается поймать большие и маленькие орешки (длинные и короткие палочки, широкие и узкие досочки) рукой, сачком, ложкой, половником и т.п.

В емкость стола для игр с водой погружены большие и маленькие орешки или другие предметы, которые плавают на поверхности воды. Ребенку предлагается руками поймать при этом орешки большие, сложить их в одну миску, а маленькие — в другую. В таких играх важно участие обеих рук.

Если ребенок хорошо справляется с данной игрой, и она доставляет ему наслаждение, игру можно усложнить, выдвинув условие собирать орешки одного размера в миску определенного цвета. В другой раз можно предложить ребенку для осуществления данных действий воспользоваться дополнительными предметами-орудиями.

* * *

Как-то раз Вопросик гулял около озера и встретил своего друга — кота Пушистика:

— Привет, Пушистик. А что это ты делаешь?

— Я ловлю рыбу.

— А зачем она тебе нужна?

— Мы коты очень любим рыбу кушать.

— Можно я тебе помогу? Дай мне эту палку.

— Это не палка. Это — удочка. Сразу удочкой ловить сложно. Возьми для начала сачок.

Проводится игра «Ловим рыбу сачком и удочкой».

В емкость стола для игр с песком и водой налита вода, в которой плавают разноцветные пластмассовые рыбки. Взрослый обращает на них внимание ребенка, предлагает ему поймать их с помощью заранее приготовленной удочки (сачка). Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро.

Начинать эту игру следует с наиболее простого задания — поймать рыбок сачком. Затем можно предложить поймать рыбок с помощью удочки с магнитом. Позже — используя удочку с колечком, которое цепляется за крючок, закрепленный во рту у рыб.

«Мы с тобой сегодня будем ловить рыбок. Посмотри, как много их плавает здесь. Какие они красивые. А чем же будем ловить рыбок? У меня для этого есть специально приготовленная удочка. Пойманных рыбок мы будем складывать в это ведро. Посмотри, как я буду это делать. А ты хочешь сам попробовать поймать рыбку?» Весь ход игры сопровождается побудительными высказываниями со стороны взрослого и похвалой действий ребенка: «Какой ты молодец! Как много рыбок ты поймал!»

* * *

Однажды, гуляя у ручья, Вопросик встретил своего грустного друга — ослика Иа.

— Ослик, почему ты такой грустный?

— У меня сегодня день рождения, а в гости ко мне никто не пришел, никто со мной не поиграл.

— Не расстраивайся, Иа, я к тебе пришел. Я тебя поздравляю! Давай поиграем.

— А во что мы будем играть, если у меня нет игрушек?

— Моя мама говорит, что игрушки можно найти везде, вот, например, камешки.

— А как с ними можно играть?

— Их можно бросать в воду. Вот так. Делай как я.

Проводится игра «Бросаем камешки в водичку».

Ребенок вместе с взрослым стоит около стола для игр с песком и водой, в емкость налита вода. Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Камешки находятся в плоской миске. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала ребенок бросает одной рукой, потом другой. Все действия сопровождаются эмоциональными высказываниями со стороны взрослого, эмоциональные высказывания ребенка поддерживаются.

* * *

Теленок Вопросик впервые увидел, что в воде можно плавать:

— Мама, смотри: утенок плавает, а цыпленок — нет.

— Один умеет плавать, а другой не умеет.

— А я? Я умею?

— Попробуй вот здесь около берега.

— Нет, я боюсь. Наверное, я не умею плавать. Мама, а камешки умеют плавать, а орехи? Я хочу знать.

— Давай попробуем. Опускай в воду камешки, орехи, шишки, все, что тебе хочется, и смотри.

Проводятся игры «Плавает и тонет», «Плавающие листья, цветы, шишки».

Ребенок вместе с взрослым стоит около стола для игр с водой и песком, в емкости находится вода. Взрослый дает ребенку плоскую миску, в которой находятся камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т.п. Поочередно бросая различные предметы, ребенок определяет, какие предметы плавают, какие тонут. Для продолжения игры можно предложить достать из емкости те или иные предметы и разложить их по разным ведеркам (в одно — камешки, в другое — орешки и т.д.).

* * *

Сегодня Вопросик с мамой ходили гулять к озеру. Мама сказала теленку:

— Не заходи далеко в озеро. Там глубоко.

— Мама, а что такое глубоко? Я вошел в озеро, и вода закрыла мои копытца. Это глубоко?

— Нет, это мелко.

— А сейчас я дотронулся до воды своим животиком. Это глубоко?

— Это глубоко. Возвращайся обратно.

— Теперь я понял, ручей — мелкий, я могу его перейти, а озеро — глубокое. Правильно?

— Правильно, молодец! Надо быть очень осторожным там, где глубоко. Понял?

— Конечно, мама.

Проводится игра «Пускаем кораблики в глубоком и мелком озерах».

Перед ребенком стол для игр с водой и песком, в двух емкостях налита вода: в одной — много воды, в другой — меньше половины. Взрослый вместе с ребенком исследует их, опуская руки то в одну, то в другую емкость, выясняя тем самым, что одно «озеро» глубокое, а другой мелкое. Поскольку в одной емкости «спрятались» под водой только ладошки, а в другой — руки спрятались по локоть. После этого взрослый предлагает ребенку поиграть с корабликами, и спрашивает, в каком озере будет запускать ребенок кораблики, в глубоком или в мелком. Выбрав озеро определенной глубины, ребенок запускает в нем кораблики, играет с ними. Взрослый включается в игру вместе с ребенком.

* * *

Сегодня теленок Вопросик хотел полить свои любимые цветы. Для этого ему надо было налить в лейку воды.

— Мама, как мне налить воду в лейку? Я наливаю воду из ведра, а у меня не получается, вся вода выливается мимо?

— Надо взять бутылочку с водой. У бутылочки узкое горлышко и вода вся будет попадать в леечку. Попробуй, я думаю, что у тебя получится.

— Спасибо, мамочка, какая ты у меня умная. Я тоже таким буду?

— Конечно, если будешь слушаться, милый, и думать своей головой.

Проводится игра «Перелей воду».

Ребенок стоит перед столом для игр с водой и песком. Перед ребенком и взрослым два сосуда, которые стоят в емкости стола. Необходимо перелить воду из одного сосуда в другой. При этом следует обращать внимание на то, чтобы горлышко сосуда, из которого переливают воду, находилось точно над горлышком сосуда, в который наливают воду. После игры следует объяснить ребенку, для чего сосуды находились в емкости стола, почему нельзя переливать воду на рабочем столе.

Можно не предлагать сразу решение этой задачи, а предложить ребенку опытным путем определить, из чего удобнее наливать воду в лейку: из бутылочки, банки, ведра, воронки...

* * *

Теленок Вопросик решил полить цветы.

— Мама, там, на лугу моя любимая ромашка. Она наклонила голову и закрыла глазки. Ромашка очень хочет пить, а дождика все нет. Ты говорила, что вода волшебная, почему она тогда не идет к ромашке?

— А ты помоги ей, дорогой.

— Как это сделать?

— Возьми лейку и полей.

— Ура! Как я не догадался сам?

Проводится игра «Дождик».

Ребенок вместе с взрослым стоят перед столом для игр с водой и песком, емкость которого наполнена водой. В руках у ребенка и у взрослого полные воды лейки. Взрослый предлагает ребенку «сделать дождик» с помощью лейки, выливая из нее воду. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то взрослый осуществляет эти действия вместе с ребенком.

* * *

Теленок Вопросик решил полить ромашку.

— Мама, я очень хочу полить свою любимую ромашку, но лейку я отдал ослику, он поливает свой чертополох.

— Сделай лейку из кубика или коробочки.

— Как? У них же нет дырочек.

— А ты сделай.

— Как?

— У тебя на голове уже появились маленькие рожки, они тебе помогут сделать дырочки.

— Какая ты умная. Му!

Проводится игра «Дождик».

Из небольшой пластмассовой коробки можно сделать «тучку», проделав в ней маленькие дырочки. Ребенку предлагается самому налить воду в коробочку, а взрослый поднимает ее повыше, льющаяся из дырочек вода будет напоминать дождик.

* * *

Теленок Вопросик ждал бабушку.

— Дорогой, к нам сегодня приезжает бабушка. Помоги мне, пожалуйста, приготовить обед.

— А что мы будем варить?

— Гороховый суп и фасолевую кашу. Только вот беда — в мешке горох и фасоль перепутались. Надо все перебрать, поможешь? Горох надо сложить в желтую коробочку, а фасоль — в белую.

— Я не перепутаю. Горох желтый, его надо складывать в желтую коробочку, а фасоль белая, ее надо складывать в белую коробочку. Правильно?

— Молодец. Ты становишься совсем взрослым и очень умным.

Проводится игра «Наполни фасолью и горохом коробочки или сосуды».

Перед ребенком находятся две коробки желтого и белого цветов, а также одна из емкостей стола наполнена горохом и фасолью. Взрослый вместе с ребенком уточняет названия предложенных ему объектов, их характерные свойства: цвет, размер, форму. Предлагает ребенку, положить горошину в желтую коробку, а затем фасоль в белую по одной. При этом ребенок одной рукой придерживает коробку, а другой опускает горошину, удерживая ее двумя-тремя пальцами.

Задание можно усложнить, предложив ребенку: «В большой кувшин мы будем складывать фасоль, а в маленький — горох», или использовать пластмассовые бутылки с узким горлышком, различных размеров. Данный вид задания требует от ребенка более точной координации движений пальцев рук.

* * *

Цветочная поляна.

— Сегодня мы отправляемся, Вопросик, на цветочную поляну. Нам надо взять с собой воды. Нальем ее вот в эти кувшины.

— Зачем вода?

— До реки идти очень далеко, на солнце будет жарко, ты захочешь пить, и что мы будем тогда делать?

— Правильно, надо взять воду с собой. Но почему, два кувшина?

— А нас с тобой, сколько?

— Му-мама, му-Вопросик. Два му — два кувшина. Правильно?

Проводится игра «Наполни водой большой и маленький кувшины».

Ребенок вместе со взрослым находится перед столом для игр с песком и водой, в одну емкость налита вода. Перед ними два кувшина, различные по величине и пластмассовые стаканчики, с помощью которых ребенок будет наполнять кувшины водой. Взрослый уточняет названия представленных предметов, их характерные свойства и предлагает ребенку наполнить кувшины водой. Для этого ребенок должен взять стаканчик одной рукой, зачерпнуть им воду из емкости и налить в кувшин, который стоит в пустой емкости стола. Эти действия следует повторять до тех пор, пока кувшины не станут полными. Задание можно усложнить, используя вместо кувшинов пластмассовые бутылки с узким горлышком.

* * *

Вопросик пришел к своему другу Ослику.

— Ослик, пойдем к ручью.

— Зачем?

— Будем играть.

— Во что?

— У меня есть два кораблика. Я дам тебе розовый кораблик, а этот голубой возьму себе.

— И что?

— Я на своем кораблике буду переправлять тебе желуди, а ты на своем кораблике будешь переправлять мне ракушки.

— Зачем?

— Тогда у тебя будет много желудей, а у меня — ракушек. Здорово?

— Не знаю. Давай попробуем.

Проводится игра «Игра с корабликами».

Ребенок и взрослый берут кораблики, различные по величине и цвету, пускают кораблики в емкости с водой, перевозят различные грузы (ракушки, желуди), фигурки людей и животных и т.д.

* * *

На улице шел дождь. Вопросик не мог выйти на улицу, и от этого ему было скучно.

— Мама, почитай мою любимую книжку «Девочка чумазая».

Мама прочитала книжку. Вопросик задумался, а потом спросил:

— Мама, что надо с девочкой сделать, чтобы она не была чумазая?

— Выкупать.

— А что у нее нет языка? Она не может себя вылизать?

— Люди не моются языком, милый.

— А чем?

— Им помогают мыло и вода.

— Покажи, это так интересно. Я никогда не видел.

— Давай, выкупаем куклу. Она очень похожа на человека.

— А откуда у нас кукла?

— Когда я была маленькая, я очень любила играть в куклы. Вот она с тех пор и осталась.

— Мама, ты тоже была маленькая?

— Конечно, милый мой.

И мама ласково лизнула Вопросика прямо в нос.

Проводится игра «Выкупаем куклу».

Для этой игры потребуются куклы-голыши, стол для игр с песком и водой, ведро с водой, мыло, мочалка, полотенце. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они будут купать куклу. Вместе уточняют название, свойства и назначение предложенных предметов. «В чем мы будем купать куклу Машу? Что нальем в «тазик» (емкость)? Какая нужна вода? Что нам нужно для купания куклы?» Затем вместе с ребенком взрослый наливает воду в емкость, и сажает туда куклу, все действия при этом сопровождаются соответствующими речевыми высказываниями. Взрослый предлагает ребенку помыть куклу, последовательно выполняя действия и, уточняя по их ходу, что он делает.

Подводя итог, педагог обращает внимание ребенка на то, что кукла Машенька стала чистой, но ей холодно, надо быстро завернуть ее в полотенце, чтобы не простудить. Можно использовать сразу две емкости стола. Тогда взрослый моет свою куклу, а ребенок сразу же повторяет его действия со своей куклой. Если ребенок хорошо освоил данную игру, в следующий раз можно предложить помыть куклу самостоятельно.

* * *

Бабушка подарила Вопросику конструктор.

— Мама, мне бабушка подарила волшебный конструктор. Он умеет делать волшебные рисунки на стене. Смотри. Ой, он упал. Сейчас я сделаю домик. Ой, опять все упало. Мама, он — не волшебный.

— Милый, это не конструктор волшебный, а вода. Надо детали опускать сначала в воду, а потом уже на стену прикреплять.

— Где моя волшебная вода?

Проводится игра «Конструирование на стене из мокрых деталей».

Для этой игры потребуется конструктор из мягких деталей, стол для игр с водой и песком, одна емкость которого наполнена водой. Стол должен быть расположен рядом со стенкой, выложенной кафельной плиткой, или на этой стене должно быть прикреплено зеркало. Взрослый предлагает ребенку опустить детали конструктора в воду, чтобы они намокли. Параллельно с этим уточняются название, форма, величина, цвет предметов. После этого взрослый показывает, как можно с помощью этих деталей конструировать на стене, приклеивая мокрые детали к плитке. Таким образом, в зависимости от конфигурации деталей можно выкладывать изображение отдельных предметы: домик, солнышко, машинка и целые сюжеты: наша улица, во дворе и т.п.

* * *

День рождения.

— У меня сегодня день рождения. У меня уже рожки появились. Я уже большой. Мне подарили много заводных игрушек. Давайте поиграем все вместе! Я так хотел, чтобы вы все поиграли со мной.

Проводится игра с заводными плавающими игрушками.

Взрослый вместе с ребенком рассматривают заводные плавающие игрушки, показывает, как их можно заводить и запускать в воде. Вместе наблюдают за игрушками. Затем взрослый предлагает ребенку самостоятельно запустить игрушку в емкости стола для игр с водой. Если ребенок испытывает затруднения, взрослый оказывает ему необходимую помощь.

* * *

История про волшебный мешочек.

Друзья долго играли с игрушками. А потом Утенок сказал:

— А у меня есть волшебный мешочек.

— А что там у тебя?

— Много таких же уточек, как и я.

— Неправда, ты большой, а много таких больших уточек в мешочке не поместятся.

— А он волшебный!

— Дай, я посмотрю.

— Нет, ты можешь только потрогать и отгадать, Вопросик.

Вопросик осторожно просунул копытце в волшебный мешочек и сразу же сказал:

— Это — утенок. Честно.

И достал утенка. Все друзья сделали так же. И у всех оказалось по утенку.

— Давайте, опустим их в воду все вместе. Раз, два, три!

Проводится игра «С уточками в воде».

Дети вместе со взрослым заводят уточек. И на счет «три» одновременно опускают уточек в емкость с водой. Для этого используется стол для игр с водой и песком.

* * *

Продолжение игры с веселыми уточками.

Утенок сказал:

— Уточки эти не простые, а очень веселые. Хотите, они вас прямо сейчас так развеселят?

— Конечно, хотим!

Проводится игра «Кто выше прыгнет».

Взрослый вместе с ребенком запускает в емкость с водой плавающие игрушки (шарики, мячики, резиновые и пластмассовые игрушки и т.п.). Затем взрослый показывает, как выскакивает игрушка, положенная на дно, и предлагает ребенку сделать то же самое.

* * *

Игра в прятки.

— Мама, у меня пропала мышка.

— Где ты играл с ней в последний раз?

— Я посадил ее на мешок с горохом, когда разбирал его, чтобы сварить бабушке гороховый суп. Я уже везде искал.

— А ты в мешке смотрел?

— Нет.

— Она там.

— Почему?

— Мыши очень любят горох.

— Как ее найти в мешке? Надо все снова разбирать?

— Нет, надо только опустить копытце, как в волшебный мешочек Утенка.

Вопросик все сделал так, как сказала ему мама…

Проводится игра «Найди хитрую мышку».

В емкость с горохом или фасолью предварительно помещается любая яркая пластмассовая или резиновая игрушка. Ребенку предлагается достать эту игрушку. На первых порах игрушку можно прятать при ребенке. Затем — без него. Для этого используется стол для игр с водой и песком, емкости которого заполняются фасолью или горохом.

* * *

Вопросик идет в гости.

— Мама, я иду в гости к трем медведям. Давай подарим им три кораблика. Папе — самый большой, маме — средний, а Мишутке — самый маленький. Пусть катаются, а то ведь они, как я, плавать не умеют.

Проводится игра «Посади игрушки в лодки».

Ребенок вместе со взрослым находится около стола для игр с водой и песком, емкость которого заполнена водой, где плавают три лодочки разной величины. Рядом со столом находятся три медведя: большой, маленький и средний. Взрослый обращает внимание ребенка на различные по величине предметы. «Мишки совсем не умеют плавать. А им так хочется покататься на лодочках. Давай поможем им сесть в эти лодочки». Учитывая величину, взрослый вместе с ребенком рассаживает медведей.

Аналогичное задание можно провести с предметами, отличающимися друг от друга по цвету.