Так, в этой практике мы просто наблюдаем за дыханием – и всё.
Звучит это очень просто, но наш ум очень склонен к творчеству: мы начинаем практику, осознаём один вдох-выдох и затем начинаем думать: «О, я слышу кондиционер. Он недостаточно охлаждает – интересно почему? Прямо как кондиционер у меня на работе, который тоже недостаточно силён! А вот когда я хожу за покупками на такую-то улицу, там под кондиционерами действительно холодно! В прошлый раз, когда я туда ходила за покупками, то видела там очень красивое платье… наверное, нужно ещё раз сходить и купить его. Напоминает мне платье, которое у меня было в 15 лет. Именно в том платье я пошла на первое свидание с тем самым мальчиком – интересно, что с ним случилось? А! Он, кажется, пошёл в военные. Кстати, о военных: почему это оборонный бюджет растёт? Не уверена, что мне это по нраву…» Так?
Наш ум обычно начинает повсюду метаться – потому что мы услышали звук, но не осознали,что слышали звук, и по тому начали повсюду метаться.
Что нужно делать, когда вы слышите звук – вдруг кто-то на групповой медитации забудет отключить звук на мобильном телефоне?
Просто заметить слышание.
Вы просто говорите: «Я слышу звук телефона» или «Слышу кондиционер» – и возвращаетесь к дыханию.
Не начинайте сочинять историю по поводу телефона, кондиционера или чего-либо ещё. Просто заметьте, что слышите, и возвращайтесь к дыханию. Если вы внезапно что-то вспоминаете: «А запер(ла) ли я машину?» или «Я только что придумал(а) самый лучший рождественский подарок для своего друга – нужно записать, пока не забыл(а)!» – забудьте! Не следуйте за этими мыслями. Вам на ум приходит мысль, но вы не уделяете ей внимания. Просто отметьте: «Я думаю» – и возвращайтесь к дыханию.
Мой учитель лама Йеше говорил, что наш ум подобен обезьяне. Он рассказывал, что ум – словно обезьяна в зоопарке: она на всём раскачивается; подбирает что-нибудь и выбрасывает, находит что-нибудь и отшвыривает. Думаю, очень полезно заметить, насколько же обезьяний у нас ум, ведь иногда мы не осознаём, как много отвлекаемся, не осознаём, какого рода мысли у нас возникают. Предположим, что утром вы выходите из дома и садитесь на автобус, в автомобиль или в электричку и добираетесь до работы. Что происходило в вашем уме по ходу всего путешествия? Осознаёте ли вы, что всё это время происходило в уме? Мы очень часто полностью отключаемся. Полчаса просто пролетают, а если кто-то нас спросит: «Что происходило в твоём уме?», ответить мы не сможем.
Начиная медитировать, мы начинаем осознавать все возникающие мысли; начинаем видеть, как их много. Иногда нас это довольно сильно шокирует, и мы говорим: «До занятий медитацией такого обезьяньего ума у меня не было! Таким мой ум делает медитация!» Неверно. Если вы живёте в квартире у шумной дороги, но погружены в телевизор, то не замечаете машин; стоит, однако, перестать внимать телевизору, и шум становится явным. Здесь то же самое: когда мы отвлечены, то не всегда видим многообразие мыслей; когда же мы стараемся сосредоточиться, они начинают проявляться. Этот процесс для нас довольно полезен, ведь когда вы занимаетесь медитацией на протяжении определённого периода времени (дней, недель и месяцев), то начинаете замечать присущие вам модели мышления. Это чрезвычайно полезно. Вы начинаете замечать, нет ли определённых объектов, к которым ум часто устремляется, когда начинает думать. Мы отвлекаемся на очень распространённые объекты: на пищу (начинаешь думать об обеде!), иногда на работу, иногда на секс. Ум просто начинает переключаться на эти вещи. Иногда это музыка (в уме начинают звучать всевозможные мелодии из рекламы). Интересно подметить, есть ли у нас устойчивые привычки мышления, связанные с конкретными объектами. Также интересно отметить наличие каких-либо моделей, связанных с переживаемыми эмоциями. Очень часто мы замечаем, что отвлеклись, потому что начали думать о каком-то объекте привязанности ; начали мечтать о чём-то, от чего нам станет приятно.
Мы можем заметить, что очень многие из наших отвлечений связаны с привязанностью – мы отвлекаемся на мысли о чём-то, что принесёт нам удовольствие. Это означает, что у нас есть проблемы с привязанностью, над которыми можно поработать.
Что говорит о привязанности Будда – как над ней работать?
Будда рекомендует размышлять над непостоянством и неудовлетворительной природой тех вещей, к которым мы привязаны. Мы начинаем применять эти противоядия, и наша привязанность немного ослабевает.
Некоторые люди (хотя в определённые периоды такое может быть с каждым) отвлекаются на тревожность. После 2001 года Соединённые Штаты оказались массово охвачены тревожностью: садишься медитировать и думаешь о сибирской язве, думаешь о самолетах, думаешь… ум начинает сочинять триллеры, как голливудский сценарист. Мы начинаем придумывать всевозможные ужасающие сценарии относительно Третьей мировой войны, экономического краха, массовой эпидемии оспы… Истории эти могут быть как большими, так и маленькими. «Я не уживаюсь со своим коллегой, так что босс меня отругает». «Я не получу желаемое повышение или рождественскую премию». «Интересно, женится ли мой сын на хорошей девушке? Интересно, найдёт ли моя дочь хорошую работу?».
Мы беспокоимся. Возникают тревога и страх – и мы видим, что наш ум с лёгкостью устремляется в их сторону.
Очень полезно знать за собой эту привычку, ведь мы, вероятно, многое в жизни воспринимаем через призму «самого страшного». Нужно понять: каждый раз, когда мы поддаёмся этой модели мышления, нужно отстраниться и спросить себя: «Вероятно ли, что такое случится – а если и случится, неужели у меня совсем нет ресурсов для того, чтобы работать с ситуацией?» Мы начинаем смотреть на страхи более проницательно, и они обычно рассеиваются – ведь мы видим, что они были чрезвычайно преувеличены.
У некоторых (или, опять же, у всех нас, но по ходу конкретных периодов в жизни) отвлечения вращаются вокруг гнева. Мы пытаемся наблюдать за дыханием и вдруг вспоминаем что-то, что брат сказал нам пятнадцать лет назад – нечто, что пятнадцать лет не вспоминалось, а теперь кажется очень важным; или же вспоминаем вчерашний разговор с коллегой или супругой/ супругом и по-настоящему расстраиваемся. «Мой друг сказал то-то, а потом ещё кое-что… Помню, что на прошлой неделе он тоже говорил нечто похожее. Не уверен, что из него такой уж хороший друг! Зуб даю, два года назад он тоже меня с кем-то за моей спиной обсуждал. Всё повторяется. Терпеть его не могу! Что бы этакого сделать, чтобы отомстить? Он ведь всегда за моей спиной меня достаёт. Нужно что-то предпринять, потому что я в бешенстве» – и вот мы уже придумываем план того, как организовать и осуществить собственную террористическую атаку на человека.
Так-то мы и осознаём, что у нас проблемы с гневом; мы постоянно предаёмся гневным мыслям о других людях.
Иногда мы замечаем, что постоянно думаем: «Никто меня не ценит… никто меня не любит… Я так много думаю и делаю для других, а они недостаточно меня любят, недостаточно меня ценят, недостаточно меня благодарят. Бедный(ая) я!» – или же предаёмся мыслям о том, что мы недостаточно хороши: «Я так стараюсь быть хорошим(ей), отчаянно стараюсь всё делать как надо, но есть во мне какой-то дефект, ничего не получается».
Так мы начинаем замечать конкретные мысленные привычки. Вся эта информация нам чрезвычайно полезна, потому что вслед за тем мы можем начать сомневаться в этих моделях, можем начать проверять их и увидеть, являются ли эти модели чем-то реалистичным, или же это просто проблемные мыслительные привычки, неадекватные завесы, через которые мы воспринимаем мир. Начав более активно проверять эти мысли, мы станем всё больше от них освобождаться.
К примеру, в своей медитации мы замечаем: нас всё время отвлекает чувство того, что нас недостаточно ценят. Достаточной признательности вообще не существует – нас всегда могли бы чуть больше любить и ценить; но некоторые из нас зацикливаются на этой проблеме, и тогда нужно поразмыслить: «Я вот сижу и жалею себя – но действительно ли меня никто не ценит?» Тогда мы начинаем проверять возникшую мысль и видим: на самом деле у нас есть ряд друзей, которые нас ценят; есть ряд людей, которые заботятся о нас, которые любят и ценят нас. Так мы показываем себе, что наше привычное восприятие искажено. Привнося в свой ум больше памятования, мы начинаем меньше втягиваться в подобные неблагие и нереалистичные мыслительные привычки. Вывод здесь таков: когда вы замечаете всевозможные отвлекающие мысли и эмоции, не паникуйте; не говорите себе: «Ах, я всё делаю неправильно!» Используйте предоставившуюся возможность понаблюдать за присущими вам моделями мышления. Это невероятно полезно.
— Тхубтен Чодрон. Из книги "Дыхание и доброта”