Найти тему
Восьмая школа

Почему Стэнли Кубрик так и не смог снять фильм про Наполеона?

Киностудия Sony Pictures опубликовала трейлер нового фильма Ридли Скотта "Наполеон". Роль французского императора сыграл Хоакин Феникс, ранее работавший со Скоттом на съемках "Гладиатора". Sony Pictures подчеркивает, что в фильме будут уникальные батальные сцены из когда-либо снятых.

Тем не менее, 50 лет назад на экраны мог выйти фильм о Бонапарте с не меньшим размахом съемок. И режиссером той картины был бы сам Стэнли Кубрик.

Карьера даже величайших кинематографистов омрачена неудачами и нереализованными проектами. 13 фильмов Стэнли Кубрика сделали его одним из самых известных режиссеров в истории кино, но его попытка рассказать историю жизни Наполеона Бонапарта осталась нереализованной. «Наполеон» должен был стать девятым фильмом Кубрика. Его выход планировался в начале 1970-х годов. Когда стало ясно, что проект его мечты мертв, Кубрик переключился на другую историческую эпопею - «Барри Линдон».

Тщательно проработанный Кубриком сценарий «Наполеона» состоял из 148 страниц и описывал всю жизнь Наполеона Бонапарта от его рождения в 1769 году до смерти в 1821 году. Кубрик, никогда не отличавшийся скромностью, провозгласил, что его «Наполеон» будет «лучшим фильмом». Увы, «Наполеону» пришлось довольствоваться тем, что он стал лучшим фильмом, который так и никогда не был снят.

Идея «Наполеона» пришла Кубрику после завершения картины «2001: Космическая одиссея». Только что изобразив масштабную картину человечества, Кубрик теперь хотел сосредоточиться на конкретном периоде времени и одном человеке. Кубрик описал Наполеона как «одного из тех редких людей, которые двигают историю и формируют судьбу своего времени и грядущих поколений».

Кубрик подготовился к съемкам основательно. Он отправил десятки помощников-исследователей, в том числе своего зятя и кинопродюсера Яна Харлана, по всей Европе, чтобы убедиться, что ни один камень, которого коснулся Наполеон, не остался неперевернутым. Он консультировался с Феликсом Маркхэмом, оксфордским профессором истории и автором биографии Наполеона. В постановке было собрано 15000 фотографий с осмотра местности. Масштабы видения Кубрика были непревзойденными; он намеревался набрать 40000 пехотинцев и 10000 кавалеристов из румынской армии, чтобы они действовали в качестве статистов и передавали масштаб французской армии, существовавшей под командованием Наполеона. Несмотря на этот размах, Кубрик хотел сузить фокус повествования до одного человека. Режиссер видел в главной роли либо Джека Николсона, либо Дэвида Хеммингса, а в роли жены Наполеона Жозефины де Богарне он хотел представлял только Одри Хепберн.

Если какой-либо режиссер мог успешно координировать проект с таким количеством деталей, то это был бы Кубрик. Что же пошло не так?

«Наполеон» был слишком амбициозным и дорогим предприятием, чтобы его могла финансировать какая-либо студия. В 1970 году также вышел фильм «Ватерлоо» с Родом Стигером в главной роли в роли Наполеона. Произведенный Дино Де Лаурентисом и поставленный Сергеем Бондарчуком, «Ватерлоо» имел тот же масштаб, что Кубрик предполагал для «Наполеона» — 17 000 костюмированных статистов в фильме остаются самым большим количеством, когда-либо использовавшимся в фильме. «Ватерлоо» тоже провалился в прокате, и этот провал стал петлей на шее кубриковского «Наполеона».