Вообще-то я усомнился, стоит ли продолжать критиковать Прилепина. Он не выдвигает нового положения, а муссирует одно и то же, начальное, что Есенин сатанист: не переносит превалирования Добра в мире и потому уходит из него по своей воле. Прилепин так прямо не говорит, зато это сквозит.
Но я привык доводить дело до конца. Сейчас я на временной метке 6:57, а всего видео длится 30 минут. Если не сбудется моя надежда, что он сменит посыл, мне придётся прекратить его критиковать. Ибо скучно одно и то же.
Можно, правда, сперва прослушать всё до конца, а потом выбрать, что критиковать. Но как-то заманчивее не знать наперёд, что критиковать собрался.
«А вот Маяковский писал об этом [суициде], и совершил над собой это, что обещал. Есенин однажды сказал своему знакомому: «Помяни моё слово, мы с Маяковским сведём счёты с жизнью». Он говорил это не как человек, заглянувший за край неведомого, а как читатель, знающий, что в русской поэзии слов на ветер не бросают.» (https://yandex.ru/video/preview/7887379752585634431).
Я не думаю, что Прилепин знает, например, западную поэзию. А если думать не только про поэзию, то сразу вспоминается Хемингуэй. Просто все, исповедующие такой экстремистский идеал, как в веках повторяющийся маньеризм, склонны к суициду из-за слишком большой, по их мнению, нехорошести Этого мира. Маяковский был в отчаянии, что строится не тот социализм.
Но слушаем дальше.
«Он писал это о себе и знал наверняка, что его ждёт.
Последние дни своей жизни Есенин делал наброски. Они сохранились.
Берёза, как в метель с зелёным рукавом,
Хотя печалится, но не по мне живом.
Скажи же, милая, когда она печалится?
Кругом весна, и жизнь моя кончается.».
Вообще-то грех обращаться к наброскам, по посмотрим.
Синий день. День такой синий
Чтоб не ругалась больная мать,
Я приду, как… сука,
У порога околевать.
I
Ты ведь видишь, что ночь хорошая,
Нет ни холода, ни тепла.
Так зачем же под лунной порошею
В эту ночь ты совсем не спала?
.
Не спала почему? Скажи мне,
Я все [вынесу], все перенесу [переживу].
И хоть месяцем желтым выжну
Непосеянную полосу.
.
Весне зима есть,
Да, зима!
Ты ее ведь видела, любимая, сама.
Береза, как в метель с зеленым рукавом,
Хотя печалится, но не по мне живом.
.
Скажи же, милая, когда она печалится?
Кругом весна, и жизнь моя кончается.
Но к гробу уходя и смерть приняв постель
древесную метель.
.
Вот потому всегда, когда мой глаз остер,
Мне душу греет так рябиновый костер,
Но все пройдет навек, как этот жар в груди,
Береза милая, постой, не уходи.
<Октябрь 1925>
Тут, по-моему, речь не о суициде, а о смертельной болезни, тогда как хочется жить, и чтоб кто-то хоть жалел больного за смертельность болезни. И наличие смертельной болезни есть та нехорошесть мира, из-за которой умирает несогласный с таким мироустройством.
То есть у Прилепина нельзя верить ни одному цитированию. Всё – выдернуто для одного: суицидный-де маньяк Есенин.
«Если мы верим Есенину, если мы верим в его невероятную поэтическую честность, как можно отрицать то, что он сам о себе сказал. Есенин что, по-вашему, лгун? Трепло?».
Хрестоматийный пример плохого вкуса: не видеть разницы между автором и лирическим «я».
Телепаю, что Прилепин хороший актёр. Он играет роль смелого патриотического героя, который не боится смерти. Если наврать на Есенина, что тот тоже не боится смерти и что потому ему, Прилепину, смелый Есенин нравится, то его, Прилепина, реноме от такого впечатления на своих зрителей только выиграет. Врать для этого приходится? Нет! Играть. Искренне. Веря в свою выдумку. Что неминуемо заразит зрителей этого спектакля. Тем более, что сам по себе Прилепин, наверно, таки очень смел. То есть это у него уроки, как быть русским (помня, что Россия – страна героев). Потому и называются выступления не «Уроки русского языка и литературы» а «Уроки русского».
Какова же моя, русского патриота, роль тут разоблачителя Прилепина-литературоведа?
А роль с очень дальним прицелом.
Русским грозит потерять Россию и русскость не на поле боя, где нужна смелость, а в результате обмана их, предварительно оболваненных. Как в 1991 году. Чуть страну не потеряли. – Вот моя критика и призвана быть прививкой от оболванивания.
Едем дальше.
«15 лет он обещает наложить на себя руки, а потом – раз – передумал и начал писать стихи про трактор, там, про пионеров, про баб. Как вы вообще себе это представляете?».
Тут я пас: я ничего не понял. Я спросил поисковик: «Есенин стихи про пионеров». Мне выдало «Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве» 1925 года https://www.culture.ru/poems/44197/skazka-o-pastushonke-pete-ego-komissarstve-i-korovem-carstve – Читайте сами. Он длинный для цитирования. Насмешка какая-то над этой суетой сует советской. Всё, как обычно у Есенина, плохо устроено в мире, и он против, насмехается.
Что Прилепина не устроило? – Не понятно.
Я стал раздражаться, и тут пришло спасение: Прилепин перестал цитировать стихи, а приступил к обсуждению, убили поэта или нет. И это было до конца видео.
11 июля 2023 г.