Найти тему
Сонный Хомяк

Нудный вторник №8, Барбюс Анри «Огонь».

После бессмертных поэм Гомера я решил почитать какую-нибудь военную прозу. Выбор пал на «Огонь» Анри Барбюса. Эту книгу мне посоветовал товарищ со словами: «Хорош симповать Ремарка!»

Ну что ж, я никогда не отказывался от нового опыта, а потому с большим интересом прочёл роман и имею сказать пару слов по этому поводу.

Книга родилась из фронтовых дневников автора – добровольца, отправившегося на воевать в 14-м году, несмотря на свой пацифизм и возможность отсидеться далеко от фронта.

И похожа она больше на производственный, либо бытовой роман. В ней нет лихих кавалерийских наскоков, яростного восторга победителей, доблестной радости героических защитников и прочей пропагандонской муры.

Зато с избытком хватает грязи, голода, усталости, ужаса и смерти.

Действие большей части романа происходит либо в тылу – на ротации, либо на пути к передовой, либо непосредственно в окопах.

Артиллерийские удары тут – такая же норма жизни, как, к примеру, дождь или снег. Никто не обращает внимание на смерть, летящую с неба.

Солдат больше волнует хреновая кормежка, нехватка махорки, отсутствие огня.

Огонь вообще красной нитью проходит через всё повествование. Его слишком много на передовой и слишком мало в тылу. Горячая пища, тёплая спальня, сухая одежда – это всё роскошь для окопного мяса Великой Войны. Людей, которые уже не понимают, а на кой чёрт продолжается бойня и хотят только одного: чтобы наконец-то их оставили в покое. Людей, которых весьма скоро придётся расстреливать, дабы навести порядок в частях и

*режим пафоса включён*

вырвать наконец сладкую победу из коварных лап грязных тевтонцев! Vive la France!

*режим пафоса выключен*

Но это будет после. А пока наши герои мечтают протянуть лишнюю недельку в тылу, найти угол посуше, купить себе пару стаканчиков спиртного, да перехватить какой-нибудь вкусноты. Ведь уже завтра, через неделю, через месяц им придётся убивать точно таких же измождённых бедолаг, одетых в форму другого цвета, или умирать от их рук.

И вот эта вот обыденность конвейера смерти, пожалуй, самое страшное, что есть в «Огне».

Нечто подобное я встречал, конечно же, у великого Ремарка и, как ни странно, в компьютерной игрушке Valiant Hearts, которую настоятельно рекомендую всем и каждому.

Ну и напоследок, конечно, нельзя не отметить, злободневность этой книги.

Вот пара цитат:

Барк делает вид, что держит под носом газету, и намеренно фальцетом начинает декламировать:
      - "Кронпринц рехнулся, после того, как его убили в начале войны, а пока у него всевозможные болезни. Вильгельм умрет сегодня вечером и сызнова умрет завтра. У немцев нет больше снарядов; они лопают дерево; по самым точным вычислениям, они смогут продержаться только до конца этой недели. Мы с ними справимся, как только захотим, не снимая ружья с плеча. Если мы и подождем еще несколько дней, то только потому, что нам неохота отказаться от окопной жизни; ведь в окопах так хорошо: там есть вода, газ, душ на всех этажах! Единственное неудобство - зимой там жарковато... Ну, а эти австрийцы уже давно не держатся: только притворяются..." Так пишут уже пятнадцать месяцев, и редактор говорит своим писакам: "Эй, ребята, ну-ка, поднажмите! Постарайтесь состряпать это в два счета и размазать на четыре белые страницы: их надо загадить!"

Или:

Молчание. Потом гул разговоров, и вдруг слышится слово "Наполеон", потом другой солдат или тот же самый говорит:- Вильгельм - вонючая тварь: ведь это он захотел воевать. А Наполеон - великий человек.

Ни на что не намекаю, но, похоже, мы как вид меняемся куда медленнее, чем хотелось бы.

А если серьезно, то я настоятельно рекомендую книгу Барбюса вообще всем. Очень, вот прям очень достойное произведение!