Найти тему
БиблиоЮлия

Слушать или нет: 2 книги Яны Вагнер из цикла "ВонгОзеро"

Это даже не постап, а прямо "апокалипсис нау": смертельная эпидемия, которая на наших глазах распространяется от центра страны к периферии, заставляет группу знакомых и родственников рассказчицы в режиме реального времени искать убежища на далёком озере возле финской границы.

"Вонгозеро"
Автор:
Яна Вагнер
Из серии:
Вонгозеро #1

Возрастное ограничение:18+
Дата написания:
2011
Длительность:
13 ч. 13 мин. 34 сек.

Чтец:Юлия Яблонская
Правообладатель:
ВИМБО

"Живые люди"
Автор:
Яна Вагнер
Из серии:
Вонгозеро #2

Возрастное ограничение:18+
Дата написания:
2012
Длительность:
11 ч. 04 мин. 04 сек.
Чтец:
Юлия Яблонская
Правообладатель:
ВИМБО

О чём?

В первой книге мы совершаем долгий и опасный путь к этому самому озеру через города и веси нашей родины – "от Москвы до самых до окраин". Путь этот чреват смертью не только от страшного неумолимого вируса, но и от мародёров на дороге, от обезумевших от болезни и безысходности людей, от холода и недостатка топлива.

Во второй книге наши герои зимуют в охотничьем домике на вожделенном озере. Они благополучно добрались до него живыми и почти здоровыми, если не считать ножевое ранение и сердечный приступ. Но и здесь их поджидают всё те же опасности: вирус, чужие люди, голод, холод и теснота.

-2

Что хорошего?

Увлекательный сюжет.

Безусловно, сама тема эпидемии после ковида звучит по-особому близко и понятно каждому человеку, пережившему карантин и прочие ограничения коронавируса. То, как автор описывает раскручивание эпидемии и сложности борьбы с ней вполне сравнимо с теми впечатлениями, что остались у нас после всех этих ужасных событий, унесших жизни наших близких. А если учесть, что книга написана в 2011, то прозорливости автора можно только подивиться.

Но всё же сама Яна признаётся, что эпидемия для неё – лишь фон, главное – психология героев. И если в первой книге мы наблюдаем за тем, как люди ведут себя в экстремальной ситуации – спонтанно и непредсказуемо, то во второй разворачивается картина совместной жизни психологически несовместимых персонажей. Смогут ли ужиться и выдержать 11 человек, собранных случайно, в условиях тесноты двух маленьких комнат, холода и голода?

Особенно хорошо удался автору образ бывшей жены Иры. Она единственная из женщин собрана и цельна, вся сосредоточена на детях, последовательно защищая их интересы, думая об их будущем и активно строя его. Она не только знает, чего хочет, но чётко добивается своего.

-3

Автор мастерски делает диалоги и описания, отлично нагнетает саспенс, перемежая страшные и обыденные эпизоды, разбавляя картинку размышлениями героини. И вот именно в этом месте я должна сказать:

Что не так?

Размышления Ани, главной героини романов, меня в какой-то момент начали раздражать. Все они крутятся вокруг её любви к Серёже и отношений с его бывшей женой Ирой и его маленьким сыном. На озере и по пути к нему происходит много страшного, даже жуткого, но каждую свободную минуту на протяжении первой книги и половины второй Аня переживает по поводу того, что не может наладить контакт с Ирой, что Ира её не любит, а она не любит Иру.

Больше скажу. В романе есть ещё две женщины, и они тоже как бы ведут между собой диалоги, но и их разговоры крутятся вокруг мужчин и каких-то мелочных проблем.

-4

А что мужчины? Они носятся со своими ружьями, пытаются добывать еду и защищать женщин, применяют свои профессиональные навыки и говорят о проблемах глобальных, рассуждают о возможности выживания и строят прогнозы, противостоят всем возможным угрозам.

Но их женщины заняты только тем, чтоб уколоть друг друга больнее. Ни одного профессионального разговора! Никаких зацепок, кем они работали, что делали, чем интересовались в мирное время аж до середины второй книги! Какой там тест Бехдель! Они вообще друг с другом практически не говорят до тех пор, пока не напьются!

Женщины перед лицом опасности и смерти не объединились, не отбросили свои мелочные заботы и ревность, не возвысились над обстоятельствами. Они тупо и скучно крутятся вокруг приготовления еды и ухода за детьми и практически друг с другом не общаются. А, и ещё по очереди впадают в истерику.

-5

И если бы это было только в первой книге, оно и простительно, и понятно: ещё не успели перестроиться. Но вот уже не на дни и недели счёт идёт, а на месяцы, а женщины будто застыли в своих городских ролях и не хотят замечать изменившейся ситуации, не собираются перестраиваться.

И мужчины, и женщины (я даже больше скажу: женщины особенно быстро) реагируют на перемену ситуации, в критическом положении собираются, отбрасывают всё мелкое и наносное. И особенно женщины с детьми. Такие женщины просто не могут быть слабыми, безвольными и истеричными. Ну или могут, конечно, но не все. Они должны были бы вести себя по-разному, в соответствии с характером, конечно,но всё же.

Аня всё время строит неутешительные прогнозы и ждёт худшего, постоянно внутренне ноет, каким-то образом мается от безделья, страдает в обществе других женщин, но почему-то не идёт помогать мужу ловить рыбу или чинить трубу, чтобы побыть с ним наедине, раз это ей так необходимо. Почему?

-6

И только к середине второй книги эта ситуация как-то сдвигается с мёртвой точки, а к концу даже кардинально меняется. Последняя треть второй книги мне очень понравилась. Такое чувство, что нас долго и упорно готовили к тому, что произошло, и вот оно случилось. Пружина распрямилась, выстрелила, и если кого-то неслабо зацепила, то на то она и пружина.

Итог

Советую слушать. Юлия Яблонская читает хорошо, по-моему, точное попадание в образ рассказчицы. Герои спорные, сложные, их можно ругать, с ними можно и нужно не соглашаться. Но вот такие они – ничего не поделаешь. И исправить нельзя, как бы нам не хотелось. Потому что смерть нельзя исправить. Предупреждаю: смертей будет много. И самое печальное даже не это. Хуже всего то, как живые люди ведут себя перед лицом смерти: как они предают, обманывают и манипулируют. И как мало в них – в нас – остаётся человеческого, милосердного, нежного и тонкого перед этим самым лицом.

Читали? Захотелось?

Подписаться на мой канал здесь или в ОК, ВК и ТГ