В сборнике уральской писательницы Анны Матвеевой «Призраки оперы» я обнаружила повесть «Взятие Бастилии», как не рассказать о ней 14 июля, в национальный праздник французов? Тем более действие происходит в Париже.
Сюжет таков: Марианна приехала в Париж, чтобы встретить в этом городе любви и света свой день рождения. Героиня повести вспоминает счастливое детство, когда утром в день рождения ее ждала сказка с подарками, а сейчас:
сверху давным-давно прилетают не чудесные подарки, а чугунные числа – сорок, сорок один, сорок два. Сегодня упали две четверки, похожие на тяжелые стулья.
Понимаешь, что героиня повести глубоко одинока и несчастна. Действие построено по формату пьесы: картина первая, вторая и т.д.
Когда-то у Марианны был удивительный голос, она считалась гордостью музыкальной школы. Родители и сама девушка верили, что ее ждет:
Лирико-драматическое сопрано, широкий диапазон, будущее размером с полмира – а потом умерла мама, и в тот же день пропал голос.
Жизнь Марианны изменилась безвозвратно. Из уважения к маме, работавшей в театре декоратором, девушку взяли сочинять программки и ни одна душа не знала, что когда-то она пела.
В родном театре она иногда пересаживается по ходу действия – в антракте занимает свободные места то в левой, то в правой ложах. Так она успевает увидеть и услышать спектакль с разных сторон и получить объемное впечатление. Режиссеры могли бы поинтересоваться мнением Марианны, потому что она не просто смотрит или слушает – она еще и размышляет над увиденным, и пытается прочесть все смыслы, которые вложили в спектакль постановщики. Они работают именно для Марианны, точнее, для таких, как она. Но режиссеры никогда и ни о чем ее не спрашивают. Скорее всего, они даже не догадываются о том, что она делает в театре.
Подруга, боевая и смелая Альва, посоветовала отметить день рожденье за границей и Марианна поехала в Париж.
…Как образ недостижимого счастья, мелькает впереди Июльская колонна – Марианна идет к ней, словно ведомая светом далекой звезды. Площадь Бастилии. От тюрьмы, когда-то наводящей ужас на весь Париж, уцелело одно лишь название…
Не зная, чем заняться в таком городе как Париж, без друзей и попутчиков, Марианне решается купить билет в театр на оперу «Пуритане».
Но Марианна и сама любит сочинять оперы, где она – главная героиня. Поэтому повесть перемежается реальными событиями, воспоминаниями Марианны и картинами сочиняемой ею оперы.
Реальную Марианну не пустят в героини, даже если она останется единственной женщиной на весь театр.
И в Париже, сидя в ресторане за пару часов до спектакля, она начинает сочинять оперу, назвав ее «Взятие Бастилии». Взгляд ее падает на мужчину напротив.
Мужчина за соседним столиком действительно присутствует, но в герои никак не годится. У него смятое, как черновик, лицо и неприятно яркие губы. К тому же он вовсе не спешит встречаться глазами с Марианной и с куда большим интересом разглядывает официанток. Странно, что на официантках после этих взглядов сохраняется одежда…
Эта небольшая повесть, но мы успевает узнать все-все о Марианне и так хочется, чтобы сказка стала былью. Удастся ли Марианне взять «свою» Бастилию?
Это первое для меня произведение Анны Матвеевой. Очень понравился язык писательницы, хочется цитировать буквально каждую строчку. По-моему тот случай, когда мало слов, но много мыслей.
В театральных программках, в отличие от реальной жизни, нет ни капли вранья. Все и вся называются по имени – герои, чувства, поступки. Зависть, ревность, похоть, жажда мести – на сцене нет места притворству, никто и не думал играть. Жизнь с ее кривляньями и ложью могла бы взять у оперы пару уроков по части искренности и правдоподобия.
Читали повесть? Что у вас любимое у Анны Матвеевой?