Найти тему

Как «Эрнани» Виктора Гюго изменил французскую литературу

Французский писатель Виктор Гюго – классик и теоретик романтизма. Он внес неоценимый вклад в становление новой – исторической – драмы, полной шекспировских страстей, гротескных контрастов и мощных трагических развязок. Его первой знаковой работой в данном направлении стала пьеса «Кромвель», которая оказалась несценической. Но «Предисловие» к ней стало настоящим памфлетом и знаменем романтиков. В нем Гюго отстаивал революционные принципы построения произведений, которые повергли классиков в шок.

По мнению Гюго, герои эталонных классических произведений в духе античных трагедий являются лишь ходячими типами определенных черт характера. В то время как настоящие, живые люди могут быть одновременно и плохими, и хорошими, и задача писателя – передать всю палитру внутренних противоречий человека без обобщенных схематизаций, чем грешили авторы классицизма. По этим правилам Гюго написал пьесы «Марион Делорм» и «Эрнани». Первую запретили к постановке, зато вторая стала известна широкой публике и даже легла в основу одноименной оперы, которая прославила имя молодого Джузеппе Верди.

В основе сюжета – абсолютно невероятная по современным меркам история любви, коварства и предательства. Действие происходит в Испании в 16 веке. За сердце прекрасной доньи Соль борются три персонажа – король, граф де Сильва и разбойник Эрнани. Все трое – типичные представители новой, романтической пьесы. Король по-своему благороден, но хитер и расчетлив, граф де Сильва гостеприимен, но жесток; что касается Эрнани, то его статус благородного разбойника был открытым вызовом классицизму. Изгнанник общества, правонарушитель, авантюрист-заговорщик не мог быть главным положительным персонажем, который оказался на голову выше короля, графа и прочих аристократов. И хотя образ Эрнани получился абсолютно неправдоподобным, все же он занял свое место в галерее рыцарей с большой дороги.

Для 1830 года это был прорыв. Правда, пьеса не стала хитом, и сейчас о ней мало кто помнит – разве что меломаны, так как одноименная опера Верди пережила свое время и регулярно ставится в музыкальных театрах. И все же она представляет немалый интерес как ярчайший литературный памятник своей эпохи. Многие наработки из этой драмы Гюго впоследствии использовал в своих других – более известных произведениях.