Найти в Дзене
White_Dzen_23

Государства бояться – в бизнес не ходить

Целый шквал вопросов обрушился на нас, когда стало известно, что Госдума приняла в первом чтении законопроект про уголовную ответственность за подложные счета-фактуры и декларации.

Новую статью 173.3 мы обсуждали еще год назад, как только такой законопроект появился и в первый раз (неудачно) был внесен в ГД. И уже тогда мы говорили о том, что рано или поздно его доработают и, скорее всего, примут. И сейчас, похоже, время пришло.

Причины просты. Заметно упали доходы от продажи нефти и газа, а также экспортные и другие налоги, в т.ч. значительно просели сборы НДС.

Да еще и Минфин отчитался, что с бюджетом все не очень: дефицит, по данным открытых источников, только за первый квартал достиг 2,4 трлн руб. — а это уже почти 80% от планового дефицита на весь (!) 2023 год.

Дыры по НДС надо срочно латать.

Поэтому не стоит удивляться, что и этот законопроект дождался своего часа. Ведь оптимизация НДС – это уже давно красная тряпка для государства: столько денег сейчас мимо казны идет каждый квартал. И не важно, что многие бизнесы за счет этого хоть как-то выживают.

Так вот, стоит ли поддаваться панике? Считаем, что прямо сейчас поводов нет. Вопросы, которые мы задавали по поводу жизнеспособности этого закона год назад, актуальны и сегодня.

-2

Во-первых, крайне неоднозначные формулировки в законопроекте уже явно затруднят его применение. И хотя цель его понятна – борьба с площадками и сервисами по продаже оптимизации НДС, но прописать ее четко в тексте так и не смогли.

Также и другие моменты.

Например, непонятно, как и на каком этапе будут признавать декларации и сч-ф подложными? Эту тему многие авторитетные юристы также считают скользкой – слишком опасный инструмент получат органы для давления на бизнес. По сути, ошибки в декларациях и счетах-фактурах, от которых никто не застрахован, могут тогда обернуться уголовным преследованием. Это серьезный момент, который однозначно требует доработки и четких формулировок, а также подробных методичек, на составление которых потребуется время.

Во-вторых, закон отдают на исполнение СК, а там проблема с кадрами: многие старожилы, кто понимал механику экономических преступлений, ушли. К тому же у СК в отличие от налоговиков совсем другой подход в работе.

-3

Им наплевать на базу, которую собрали в ФНС. У них своя экспертиза (см. выше про специалистов), а основной инструмент – допросы. Как делают грамотные люди в таком случае – нанимают адвоката, ходят с ним и обвинения отбивают. И у следователей по факту особо доказательств не соберется, а значит, дело закроют с большой долей вероятности.

В таком случае, оптимизация будет дальше жить

В-третьих, даже если когда-нибудь смогут каким-то чудесным образом заставить данную статью работать, это просто расчистит арену, т.е. останутся только сильные сервисы с качественными флагманами, где директор живой, ходит на допросы и подтверждает сделки.

Всем будет только лучше, если станет меньше плохо понимающих тему и некачественно работающих перекупов. Как это произошло в свое время с обналом.

-4

Пока что мы видим в этом законотворчестве скорее психологический рычаг давления на покупателя оптимизации НДС. Авось, напугаем уголовкой, и не пойдут налплаты за вычетами. Кто-то, да, испугается, но далеко не все.

Наличие ст. 199 что-то не сильно пока кого-то останавливает, а ведь она гораздо больше касается налплатов, чем новая 173.3.

В любом случае, пока закон не принят, оптимизировать можно с нами. Началась сдача отчетности, переходите на лучший сервис на рынке: https://t.me/White_tax